Рада Полищук прочитала
про «Другого Пушкина» под елочкой. Фото автора |
В библиотеке Александра Твардовского, в уютном зале с наряженной елочкой, прошло совместное мероприятие литературно-поэтического клуба «Пегас» и Союза писателей XXI века – вечер номинантов на Международную литературную премию «Писатель ХХI века».
«На соискание премии поступило более 600 книг, – сказал генеральный менеджер премии, президент Союза писателей XXI века Евгений Степанов. – Оргкомитет составил лонг-лист, который был объявлен 25 ноября в конференц-зале журнала «Знание – сила». 12 января в ЦДЛ был озвучен шорт-лист. А в феврале 2015 года мы узнаем имена лауреатов в трех номинациях: «Поэт ХХI века», «Прозаик ХХI века», «Литературный критик ХХI века». Самый маленький список – критиков. Их всего девять человек. Самый большой список и самый звездный по составу – это прозаики. В нем 37 человек. И список поэтов – 33 человека». Евгений Степанов зачитал все три списка и предоставил слово номинантам, присутствующим на вечере.
Нина Краснова прочитала стихи из своего двухтомника «Тайна» – шуточные посвящения собратьям по перу. Например, про Евгения Храмова: «Любил в ЦДЛе Евгений Храмов/ С музою выпить несколько граммов». Про Владимира Кострова: «Хочет поэт Владимир Костров/ Спасти Россию от катастроф». Про Владимира Вишневского: «Беру пример в поэзии с ВИШНЕВСКОГО./ А больше брать примера, ВИШЬ, И НЕ С КОГО».
Людмила Колодяжная рассказала о своей новой книге стихов «Отражением в глазах застыть…», в которой есть сюжеты из Деяний апостолов, навеянные отчасти библейским циклом Ахматовой. Она прочитала про «узор» мороза «по стеклу» и про наступающее европейское Рождество.
Рада Полищук сказала, что прозу отрывками очень тяжело читать на вечерах, поэтому она ничего не стала читать из своей книги «Я и Я. Странные странности», выдвинутой на соискание премии, а прочитала рассказ из цикла «Житейские истории» – «Другой Пушкин». О девушке, которой никто никогда «не говорил комплименты» и которая вдруг узнала, что у Пушкина есть стихи «Я помню чудное мгновенье», – и решила, что он написал эти стихи ей, и так и стала говорить всем.
Людмила Саницкая выбрала из своей книги «Вверх по ручью» рассказ «Дворец труда» – о том, как интеллигентка советского времени с зарплатой 70 руб. в месяц проникала в дешевую столовую, для избранных, чтобы съесть солянку с маслинами и вкусные – не общепитовские – котлеты, и какое внутреннее унижение она при этом испытывала.
Евгений Степанов прочитал три стихотворения из своей книги «Аэропорт». «Жизнь – это начало смерти/ Смерть – продолжение жизни…/ Главное второстепенно/ Второстепенное – главное».
После выступления номинантов объявили «свободный микрофон».
Гоар Рштуни, которая приехала из Армении, сказала, что ее сердце бередят два убиенных поэта – Мандельштам и Чаренц. У Чаренца в 1923 году вышла пьеса, которую сейчас мало кто знает, и вот она взяла на себя смелость и два года переводила эту пьесу с армянского на русский.
Александр Емельяненко представил свою книгу «Уровень жизни»: «Все решает случай. Еще в октябре у меня не было этой книги. Но я тогда познакомился с Евгением Степановым на вечере в «Юности», и сейчас вы видите у меня в руках книгу». Вот некоторые строки оттуда: «С неба – что угодно ожидали вы,/ Только вот не ждали белый снег./ Может быть, последний в эту зиму,/ Может быть, последний – навсегда…»
В заключение выступил хозяин салона «Пегас» Александр Карпенко, он сел за рояль и с воодушевлением спел песню на свои стихи «Боже, пошли мне равную,/ Если всесилен Ты…/ Если такая есть…/ Зябко жить одному…» А потом прочитал несколько своих стихотворений. К шапочному разбору поспела из Электростали Зульфия Алькаева со своими лирическими стихами.