Вячеслав Курицын выступает
в защиту чтения. Фото автора |
Политехнический музей в рамках цикла «Будущее: точка зрения науки» организовал в Культурном центре ЗИЛ лекцию «Буква вчера, буква завтра» писателя и литературоведа Вячеслава Курицына. В анонсе мероприятия было заявлено, что речь пойдет о том, что ждет чтение в будущем и является ли оно физиологической потребностью, какими тиражами печатались произведения Пушкина и как обстоит дело с чтением вслух.
Речь действительно пошла… Курицын не читал по бумажке, как это принято у лекторов, а просто рассказывал, руководствуясь краткими пометками на нескольких листочках. Это не дало слушателям расслабиться, потому что рассказчик свободно переходил от темы к теме, включал для иллюстрации мысли краткие вокальные партии собственного исполнения и местами даже резко обрывал логические нити – так, как это бывает при свободном живом разговоре, а не академическом чтении доклада.
В целом лекция напомнила выступление адвоката, направленное на защиту чтения, которое «обвиняют» в отмирании. И, надо сказать, оратору удалось привести убедительные доводы в пользу своего «подзащитного».
Во-первых, была упомянута гипотеза, согласно которой при чтении включаются в работу те отделы мозга, которые не задействованы ни при каком ином виде деятельности. Кроме того, заметил выступающий, не секрет, что зачастую у людей, не умеющих читать, бывает нарушена моторика движений. А в целом чтение как потребность в информации по праву можно отнести к разряду физиолого-психологических потребностей, то есть потребностей второго уровня – наряду с потребностью продолжать род.
Были приведены любопытные цифры – тиражи книг, выпускаемых в разные эпохи. Так, стандартный тираж в ХIX веке составлял 1200 экземпляров. Пушкинский «Современник» выходил тремя тысячами штук. Стихи Набокова печатались полутысячным тиражом, романы – тысячным. Сегодня же у писателей уровня Пелевина или Акунина выпуск их произведений достигает полумиллиона экземпляров.
Говоря о таком жанре письма, как посты в соцсетях, Курицын отметил, что нечто схожее с личными записями в блогах уже существовало в 20-е годы прошлого века в Америке – так называемые журналы признаний, исповеди женщин в основном на тему запретной любви. Уже тогда подобные тексты выполняли функцию социальной терапии.
Сегодня же ситуация с чтением двояка: информация все больше начинает передаваться и восприниматься через картинку, растет популярность театров, живого пения, в живопись возвращается фактурность (чтобы объект можно было пощупать), и в то же время существует ряд изданий, выходящих только в бумажном виде.
Докладчик заметил, что не стоит опасаться и пресловутой «смерти книги», которую многие пророчат: всегда найдутся люди, для которых книжка будет не только источником информации, но и предметом, которым можно прибить муху, который приятно пахнет, если только из типографии, в книге можно рисовать чертиков на полях и шелестеть страницами…
Подводя итог и отвечая на вопросы зала, Вячеслав Курицын еще раз подчеркнул, что книга никуда не денется, ведь это красивейшая и одна из лучших вещей на свете. И думать, что книжки исчезнут, – это все равно что считать, что могут исчезнуть бриллианты, кошки или дети.