Георгий Владимирович Иванов (1894–1958), поэт первой волны изгнания, долгое время был почти неизвестен на родине, но теперь он занял достойное место в круге классиков русской литературы ХХ века. Его стихотворения, художественные воспоминания, проза доныне источают «смысл, раскаленный добела». «Гармония отчаяния», явленная поэтом, и по сию пору для многих – надежда и опора.
В Литературном институте прошли чтения, посвященные 120-летию Георгия Иванова. Открывший их заведующий кафедрой новейшей русской литературы, профессор Владимир Смирнов напомнил о том, как возвращалось к нам творчество поэта, как развивалось и углублялось его восприятие. Ведущий научный сотрудник ИМЛИ Евгения Иванова рассмотрела соотношение реальности и вымысла в знаменитых мемуарах «Петербургские зимы». Поэт и переводчик Наталья Стрижевская рассказала о взаимодействии Георгия Иванова с французской культурой – от живописи Лоррена и Ватто до стихов Бодлера, Верлена, Сен-Жон-Перса. Ведущий научный сотрудник ИМЛИ, профессор Ольга Казнина проанализировала ивановский перевод поэмы «Кристабель» английского романтика Кольриджа, отметив удивительную – формальную и содержательную – точность перевода. О нежности к миру и «духовном аристократизме» Георгия Иванова размышлял в своем лирическом эссе профессор Литинститута Станислав Джимбинов. Сообщение исследователя литературы русского зарубежья доцента МГУ Николая Мельникова представило интересную, во многом неожиданную трактовку незаконченного романа Георгия Иванова «Третий Рим». Доцент Литинститута Сергей Дмитренко говорил о феномене прозы Иванова и о «Распаде атома» как одном из главных произведений русской литературы ХХ века. Он же, отметив многообразные успехи филологов, занимающихся наследием Иванова, предложил сосредоточить дальнейшие усилия на издании нового собрания произведений Георгия Иванова – с именным указателем, с подробными сводными историко-культурными комментариями.
В чтениях наряду с известными специалистами на равных выступили аспиранты и студенты Литературного института. Мария Козлова обратилась к стихотворению «Свободен путь под Фермопилами…», сопоставив его со статьей Иванова «Страх перед жизнью (О Константине Леонтьеве)» и очертив смысловой контекст произведения. Татьяна Климова проследила влияние поэта на младшее литературное поколение первой эмиграции. Константин Сюбаев при истолковании поэмы «Распад атома» обнаружил принципиальную разницу в позициях Георгия Иванова и французских экзистенциалистов. Валерия Лебедева рассмотрела «апофатизм» Георгия Иванова как основополагающий принцип его эстетики.
Чтения завершились обобщающими выступлениями ведущих, доцентов Литинститута Игоря Болычева и Сергея Федякина, а также показом фильма «Монпарнас» (1929) Эжена Деслава (Евгения Славченко).
О том, что Георгий Иванов вопреки распространенным мнениям поэт любви и надежды, не раз говорили участники вечера. В Литинституте тепло к его творчеству относятся издавна, а в 2008 году кафедра новейшей русской литературы провела большую международную конференцию, по результатам которой был выпущен сборник «Георгий Владимирович Иванов: исследования и материалы». Предполагается, что и нынешние выступления найдут свое отражение в сборнике статей и эссе, посвященных творчеству поэта.