Зима в Казани четвертый год подряд начинается Международным поэтическим фестивалем им. Николая Лобачевского. Традиционно он открылся в Музее истории Казанского федерального университета «Вечером неевклидовой поэзии», который вели Лилия Газизова, придумавшая и воплотившая в реальность этот фестиваль, и Стелла Писарева, основатель и бессменный директор музея.
Мистический полумрак бывшего храма (в здании ранее располагалась Крестовоздвиженская церковь) с круглым окном на потолке и отлитым на нем изображением «Всевидящего ока», мелодичный бой старинных напольных часов, по которым сверял время великий математик 200 лет назад, придавали вечеру атмосферу таинственности. По традиции участники читали стихи, выходящие за рамки собственной поэтики. На нем выступили Денис Осокин, Лоренс Блинов, Наиль Ишмухаметов, Вадим Гершанов, Ольга Журавлева (все – Казань) Рахим Гайсин (Елабуга), Сара Зельцер (Курск) и др.
Представление о разнообразии тем, прозвучавших на конференции «Влияние неевклидовой геометрии на художественное сознание», можно получить из названий докладов: «Неевклидовость пространства и времени в поэтике изо-модернизма» (Натан Солодуха), «Полемика Ленина и Брюсова о свободе слова в контексте литературной и политической борьбы начала ХХ века. Пересечения параллельных дискурсов» (Айрат Бик-Булатов), «Речевые стратегии казанских авторов в социальных сетях» (Татьяна Шахматова). Конференция завершилась лекцией профессора Российского государственного гуманитарного университета Юрия Орлицкого «Русский свободный стих: мифы и реальность».
Больше всего участники фестиваля волновались перед выступлением в Казанском детском психоневрологическом диспансере. Это был настоящий праздник для детей, которые впервые увидели вживую писателей. Особенно тепло они приняли выступления Веры Хамидуллиной (Набережные Челны), Григория Горнова и Валерии Олюниной (Москва), Дарьи Верясовой (Норильск). Каждый из детей получил в подарок книгу.
В культурном центре «Дом-музей В. Аксенова» прошли презентация фотопроекта «Интершум» Нины Дунаевой и Андрея Тарасова и творческие встречи с Юрием Орлицким, Ильей Леленковым, Максимом Гликиным (все – Москва), Мариной Саввиных (Красноярск), Алексеем Остудиным (Казань). В рамках фестиваля состоялась презентация книги трагически погибшего в этом году московского поэта и культуртрегера Андрея Новикова «Нерасчетливый наследник». Андрей часто бывал в Казани у своей жены Лилии Газизовой, опубликовал в журнале «Современная поэзия» многих казанских авторов. Поэтому этой презентации здесь ждали с нетерпением.
В последний день фестиваля искушенной казанской публике было предложено на десерт совершенно новое блюдо – «Прозослэм», которое привез из Санкт-Петербурга Даниэль Орлов. Казань стала четвертым городом в истории этого литературного состязания. Безоговорочная победа досталась казанцу московского происхождения, победителю петербургских поэзослэмов Константину Струкову.
Три дня фестиваля пролетели на «космической» скорости. Лобачевский был бы рад, что его геометрия вдохновляет современных поэтов «неевклидово» смотреть на этот небезупречный мир.
Казань