Натан Солодухо, Нина Краснова, Кирилл Ковальджи и Галина Богапеко – участники стихомарафона. Фото автора
Бессменный руководитель литературного клуба ЦДЛ поэт Кирилл Ковальджи начал очередной вечер в Малом зале с того, что представил казанского поэта, прозаика, эссеиста и критика Натана Солодухо. Он сказал, что гость – доктор философских наук, профессор, человек «аналитического ума», обладающий «художественной зоркостью», его произведения печатались в журналах «Кольцо А», «Дети Ра», «Футурум Арт», «Зарубежные записки», «Казань» и много где еще. А сейчас у него вышла в Москве книга прозы «Укус шершня». Натан прочитал свои стихи: «Когда в аллее воздух пуст… Ми-соль-ре-ми!../ Весь май без нот/ Соловей поет…/ До-ре-ми-фа…» А потом – несколько страниц прозы.
Нина Краснова представила залу свой двухтомник «Тайна». Прочитала оттуда строки, посвященные Кириллу Ковальджи: «Стихи у Кирилла такие лирические./ Такие они у него кириллические». А потом – несколько стихотворений, посвященных своему другу, певцу и композитору Анатолию Шамардину, ушедшему в мир иной шесть с лишним месяцев назад: «Ты сладкозвучно песню пел о ямщике./ Слеза слезала по моей щеке…» и: «Я тебя, твою могилку в воскресенье посещу,/ У твоей оградки сяду, птичкой певчей посвищу/ И тебе одну из лучших новых песен посвящу». Она включила диск с песней Анатолия Шамардина на ее стихи «Сон под пятницу», песней, которая раньше исполнялсь певцом вживую на таких вечерах и, как делала это и раньше, сама подпела в микрофон.
Андрей Патаракин, «мастер короткостиший», прочитал свои короткостишия: «Я очень честен…/ и довольно широко известен,/ но в довольно узком кругу», «я… зря не пиарюсь…/ и зря (по этому поводу) не парюсь,/ и без меня свет этот обойдется». Галина Богапеко познакомила со своим стихотворением про некоего Отара, по-видимому, художника: «Я приду к тебе, Отар,/ Не узнав меня, ты спросишь:/ «Ты зачем пришла ко мне?/ Проходи, пришла коль, в гости!/ Я приду к тебе, Отар, –/ Обнажусь и встану в позу,/ Не успеешь взять ты кисть –/ Превращусь в прозрачный воздух…» Елена Кантор воспела «бежевую шаль и бежевую ночь…». Владислав Добровольский сообщил залу интересные новости: «Для недругов я стал неуязвим…» и «Блок не старался быть великим…» Валентин Резник признался как на духу: «Я не был нерукопожатным/ и не запятнанным ничем…» Анна Гедымин привнесла в атмосферу вечера нечто свое: «Я тебя подожду…/ где вишни цветут в саду…/ Что загадывать наперед,/ когда нас Бог приберет». Марина Завьялова, которая замерзла было от кондиционера в зале, но потом согрелась в теплом кругу друзей, прочитала стихотворение «Холодно, как же тут холодно…». Виктор Коллегорский, поэт и продавец книг в ЦДЛ, почтил память Арсения Тарковского своим стихотворением и добавил к нему стихи «Лебедь – она или он?..» и «Я – парнасский небожитель...».
Продолжили стихомарафон Дарья Корнилова, Сергей Алешин, Елена Гомонова, Елена Антонова, Нина Дандрэ и «антибродскинист» Андрей Виноградов.
Ведущий вечера Кирилл Ковальджи рассказал несколько баек о поэтах. В том числе о том, как один поэт принес свои стихи Пастернаку, а тот сказал: «Зачем они мне? Я не люблю стихов. И не согласен с Маяковским, что поэтов должно было много, «хороших и разных». Поэтов должно быть мало. Ну, два… ну, может быть, один…»
Но в ЦДЛ поэтов было много.