Дмитрий Николаев не улыбался только во время своего доклада. Фото Ольги Плешковой
С 11 по 13 ноября в Москве, в Институте мировой литературы РАН, прошла международная научная конференция «Комическое в русской литературе XX–XXI вв.: Традиция и новаторство». Три дня филологи размышляли о роли и своеобразии комического, о его восприятии читателями и критикой, об истории и поэтике сатирической и юмористической литературы… Круг авторов, ставших героями докладов, был очень широк – от Виктора Буренина до Владимира Сорокина. Среди них и те, кто давно и по праву почитается классиками (Аверченко, Булгаков, Есенин, Зощенко, Ильф и Петров, Маяковский, Набоков, Платонов, Алексей Толстой, Тынянов, Тэффи, Шварц), и забытые А. Лугин (Александр Беленсон), Василий Никифоров-Волгин, Алексей Файко, Александр Чернявский-Черниговский, а также некоторые наши современники.
Известно, что комическое воспринимается многими чем-то второстепенным, не заслуживающим серьезного к себе отношения. Сатира и юмор воспринимаются как нечто сиюминутное, обреченное на быстрое забвение. А в то же время произведения Аверченко, Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова, Тэффи до сих пор пользуются огромной популярностью. «Их произведения продолжают жить, поскольку, во-первых, относятся к Литературе с большой буквы, а во-вторых, потому, что отраженное в произведениях комическое не умирает в жизни, – сказал инициатор конференции и председатель оргкомитета доктор филологических наук Дмитрий Николаев. – Но не стоит рассчитывать на то, что в конференц-зале будет постоянно звучать смех. Судьбы большинства писателей сложились драматически: одни погибли, другие были вынуждены покинуть родину или подверглись репрессиям, кого-то травили, кому-то просто не позволяли печататься. Смеяться – дело опасное. Помните, Гоголь писал, что «насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
Впрочем, смех в аудитории все же звучал постоянно: и когда Юрий Орлицкий читал стихи Буренина, которые он метко назвал «превентивными пародиями», и когда Марина Жиркова (СПб) цитировала «совлибретто» Саши Черного «Краснодемон», и когда Галина Доброзракова (Самара) приводила фрагменты из ранних комических миниатюр Довлатова… Всего на конференции прозвучало около 40 докладов ученых из Барнаула, Москвы, Новосибирска, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Тамбова, Томска, а также из Австрии, Германии, США и Эстонии.
Это уже третья конференция, посвященная проблемам комического в русской литературе. Первая состоялась в ИМЛИ в 2010 году. «Мы хотели объединить ученых, занимающихся разными писателями, разными историко-литературными периодами, придерживающихся разных теоретических взглядов, – поясняет Николаев. – Литературу ХХ века необходимо рассматривать в ее целостности, изучение частных вопросов должно быть включено в общий контекст». Тема вызвала большой интерес, и конференция стала регулярной – теперь она проводится в Москве раз в два года. Первоначально предполагалось ограничиться произведениями ХХ века, но затем решили включить в круг обсуждения и современную литературу.
Докладами изучение комического в русской литературе не ограничивается. На конференции состоялась презентация изданного ИМЛИ РАН сборника «Комическое в русской литературе ХХ века». В книгу вошли статьи российских и зарубежных ученых о природе и эволюции комического, лиро-сатире, пародии, гротеску, смеховому слову, маскарадности, специфике комического в драматургии. Готовится к изданию еще один сборник, а прозвучавшие в этом году доклады должны лечь в основу третьей книги.