Намедни в книжном магазине на Мясницкой прошла презентация новой книги Александра Васькина «В поисках лермонтовской Москвы», приуроченной к 200-летнему юбилею великого русского поэта. Презентовать книгу пришлось в необычных условиях, дело в том, что в этот же день, но только по новому стилю – 3 октября, – родился другой великий русский поэт, Сергей Есенин. По сложившейся в магазине традиции (здешний директор – потомок рязанского самородка) день рождения Есенина отмечали песнями и плясками. А день рождения Лермонтова – новой книгой, посвященной поэту и его Москве. (Рецензию на эту книгу см. на стр. 5 этого номера)
Александр Васькин поначалу прочитал небольшую, но емкую лекцию об обстоятельствах рождения Лермонтова, являющегося москвичом по рождению, а не по происхождению. Семья Лермонтовых приехала в Первопрестольную ненадолго, летом 1814 года. Не без труда подыскали для жилья дом у Красных ворот, посреди едва оживающей после пожарища 1812 года Москвы. Родившегося в начале октября младенца по воле бабушки Елизаветы Алексеевны окрестили Михаилом (а могли бы Петром, как того хотел отец). А еще через несколько месяцев его увезли в Тарханы, на этом, собственно, московское детство Лермонтова и закончилось.
Собравшихся заинтересовал вопрос: почему же так и не встретились Пушкин и Лермонтов? Известна лишь фраза, брошенная Александром Сергеевичем: «Далеко мальчик пойдет». Как поведал автор книги, историческая встреча двух поэтов могла бы случиться в сентябре 1832 года в аудитории Московского университета, куда в кои-то веки зашел Пушкин. Но Лермонтова там уже не было, он покинул «святилище науки» на Моховой еще весной. Покинул, чтобы появиться в Благородном собрании и Большом театре, на Тверском бульваре и Девичьем поле, в Петровском замке и Английском клубе. Да мало ли еще адресов… Жаль, что время презентации не резиновое. Но главное – лермонтовскую Москву тщательно искали и, кажется, нашли.