«Эту песню не задушишь, не убьешь», – написал однажды поэт Лев Ошанин. О том, какие песни «поет» современная молодежь, можно было узнать на Всероссийском фестивале молодых поэтов «Мцыри», проходившем в Москве на базе библиотеки им. Михаила Светлова и Литературного института им. Горького.
С 30 сентября по 4 октября жители и гости столицы могли оценить уровень лучших молодых поэтов страны. В борьбе за премию встретились уже заявившие о себе участники и «темные лошадки», впервые выходящие на подмостки. Кроме москвичей и жителей Санкт-Петербурга были поэты, которым не исполнилось 28 лет, из Пензы, Самары, Ульяновска, Жигулевска, Волгограда, Уфы и даже Минска.
Мероприятия фестиваля проходили в несколько этапов. От поэтической разминки и знакомства ребята перешли к более сложной фазе – семинарам. По замыслу председателя фестиваля поэта Александра Чистякова, мастер-классы, проводимые опытными поэтами, должны были выявить оптимальные для декламации произведения соискателей, указать на ошибки и слабые места в представленных текстах. Формат семинаров, проводившихся на базе московских библиотек (Светлова, Добролюбова, Гоголя), оказался весьма удачным. После разговора с мастерами некоторые молодые поэты полностью меняли репертуар, предназначенный для финальной читки. Эти коррективы в дальнейшем помогли ребятам завоевать благосклонность экспертов жюри во время выступления 2 октября в Московском доме национальностей, возле площади имени поэта, именем чьего персонажа назван фестиваль, и памятника ему же.
Уровень соискателей оказался очень разным. Некоторые поэты были явно не готовы к конкурентной борьбе и сошли с дистанции. Особенно трудно пришлось ранее не выступавшим со своими произведениями. Однако большинство юниоров оказались удивительно сильными и талантливыми стихотворцами. Были и те немногие, кому хотелось сказать: «Брат, тебе пора в мастера!» В итоге на конкурс вышли самые сильные, и Коллегии ценителей (так здесь называется жюри) было очень сложно выбирать лучших из лучших. В результате второе место с одинаковыми баллами разделили три человека: Антон Аносов, Александр Антипов и Алена Синица. Третье место занял Алексей Адамов, стихи которого печатались в «НГ-EL». А на первом оказался Ренат Гусманов.
Узнать «А судьи кто?» участники финала смогли на вручении премии, состоявшемся в малом зале Дома журналиста. Мастера и члены жюри совместили приятную обязанность «раздачи слонов» с возможностью продемонстрировать свое поэтическое умение. Кроме ценных подарков и грамот победители конкурса получили возможность публикации в литературных альманахах и периодических изданиях. Среди них – журнал «Российский колокол» и «НГ-EL».
В кулуарах опытные поэты – а среди них Дмитрий Дарин, Алексей Рафиев, Александр Бережной, Сергей Злыднев и др. – отмечали существенное повышение общего художественного уровня представленных на конкурс произведений и хорошую подготовку большинства участников, тематическую и образную полифонию текстов. Высказывалось даже оптимистическое мнение о грядущем новом Золотом веке русской поэзии.
По итогам проведенного конкурса 10 лауреатов были приглашены на суперфинал в Пензу, где они накануне юбилея Лермонтова поборются за Гран-при фестиваля – бронзовую фигурку работы скульптора Григория Потоцкого.
Среди этих счастливчиков – Раиса Ханукаева, Вячеслав Шевченко, Анастасия Лукомская, Людмила Клочко и др. Специальной награды в виде публикации подборки стихов в «НГ-EL» были удостоены трое: Элина Чернева, Стефания Данилова и Александр Гусев.
Символично то, что финал фестиваля с лермонтовскими корнями пришелся на день рождения Сергея Есенина, словно один великий поэт передавал эстафету другому. Поэтическую преемственность подтверждали и стихи, осветившие осенний вечер. Молодые люди и седые мастера не переставали читать их и после концерта. На московских улицах и в кафе звучали и звучали, удивляя столичную публику, старые, новые и новорожденные строки.