Профессор кафедры русской филологии Тартуского университета Роман Войтехович доказал, что Цветаева любила математику. Фото Лилии Газизовой
В Елабуге много рябины. Или место здесь такое, благоприятное для произрастания «славянского красного винограда», или почитатели Марины Цветаевой повсюду оставили следы своего почитания. Одна известная исследовательница творчества поэта так объяснила, почему она ни разу не была в этом городе: «Елабуга – довольно грустное место, и Цветаевой было там так плохо, что я не хотела бы там оказаться». Еще на I Международных Цветаевских чтениях организаторы говорили о том, что на жителей Елабуги невольно ложится вина за последние дни и гибель Марины Цветаевой. Они это остро ощущают и хотели бы сделать все для памяти поэта. Международные Цветаевские чтения «Если душа родилась крылатой…», которые прошли в Елабуге в начале сентября, – это тоже память о Поэте.
На протяжении четырех дней студенты Елабужского института и все любители творчества Цветаевой слушали выступления цветаеведов России и зарубежья. О предмете исследований выступающих можно судить по названиям докладов: «Многомерность временных и пространственных планов в поэзии Марины Цветаевой и Зинаиды Гиппиус», «Смерть поэта как предмет творческих интуиций в произведениях М. Цветаевой», «Поэтическое и читательское сотворчество Марины Цветаевой как созидание художественного и читательского пространства», «Через линзу утраты: фото-интертекст цикла М. Цветаевой «Надгробие», «Аля – это дитя моего духа» (образ Ариадны Эфрон в циклах М. Цветаевой, посвященных дочери)…
Пожалуй, самый большой интерес участников вызвало выступление профессора Тартуского университета Михаила Войтеховича, на которое пришли даже сотрудники математических кафедр. Автор сделал «попытку поколебать миф о тотальном неприятии математики Цветаевой»: «…2 июня 1935 года в письме к Буниной Цветаева рассказывает, как Бальмонт наслаждается санаторным лечением: «Бальмонт безумно счастлив. Двенадцать девушек, которым всем вместе только 240 лет, т.е. столько же, сколько Бальмонту в его обычном окружении. Елены, тети Нюши и какой-то «полу-датчанки-полу-швейцарки-полу-писательницы». Другими словами, поэт окружен толпой 20-летних, а не тремя дамами, средний возраст которых вместе с самим Бальмонтом – 60 лет». Далее докладчик приводит заметки Цветаевой, сделанные во время работы над пьесой о Казанове и иллюстрирующие «общеизвестный психологический аспект восприятия времени»: «8 ч. = 1 ч. (Любовь). 8 ч. = 8 ч. не знаю, ибо у меня не бывает. 8 ч. = 80 ч. – голод или советская служба».
Слушая взволнованные (так и было!) выступления солидных людей, посвятивших свою жизнь изучению жизни и творчества Цветаевой, понимаешь, насколько неисчерпаем ее поэтический мир, вдохновляющий ученых на парадоксальные порой открытия и интерпретации текстов.
В пятый раз была вручена Литературная премия имени Марины Цветаевой. Ее были удостоены директор Музея М. Цветаевой в Болшеве Зоя Атрохина, народная артистка РФ, профессор ГИТИСа Антонина Кузнецова и поэты Евгений Эрастов (Нижний Новгород) и Виль Мустафин, посмертно (Казань).
Две красивые женщины, хозяйки чтений - директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко и директор Елабужского Иститута КФУ Елена Мерзон, вместе со своими коллективами сотворили праздник науки и поэзии. А участие в нем Ольги Трухачевой, внучки Анастасии Цветаевой, ученых из дальних стран (США, Япония, Германия, Казахстан, Эстония) и городов (Нижний Новгород, Екатеринбург, Воронеж, Томск, Уфа, Магнитогорск, Самара, Стерлитамак) придало значительности.
Традиционно гости чтений возложили цветы к условной могиле Цветаевой, которую окружают высокие сосны и, конечно, рябина. И снова были разговоры о настоящей и мнимых могилах Марины Ивановны. Думаю, сегодня это уже неважно. Как бы пафосно ни прозвучало, важнее – память о Поэте.
Хранители древностей, директора и сотрудники музеев Марины Цветаевой в Москве, Болшеве, Александрове, Новоталицах встретились на круглом столе, который носил витиеватое название «Вопросы музеефикации, реэкспозиции, создания новых экспозиций в музеях, посвященных Марине Цветаевой и ее семье».
Завершились чтения «Поэтическим часом», в котором выступили поэты Галина Умывакина (Воронеж), Николай Алешков (Набережные Челны), Диана Кан (Самара), Станислав Айдинян (Москва), Ольга Григорьева и Елена Игнатовская (Павлодар), Галина Рудь (Москва), Анна Барсова (Екатеринбург), Рахим Гайсин и Светлана Савина (Елабуга), автор этих слов и др.