В клубе «Китайский летчик Джао Да» прошла презентация книги Виктора Коваля «Персональная выставка». Как пояснил автор, книга получила такое название из-за просьбы редактора «сделать именно книжку, а не сборник стихов». Для этого Виктору нужна была общая идея, которая смогла бы соединить сразу несколько тем.
Такой идеей стало представление книги в виде выставочного пространства, в котором читатель переходит из одного зала в другой. «Портрет» сменяется «Пейзажем», после «Московских зарисовок» идут «Подмосковные», далее – «Метафизическая живопись» и заключительный «Натюрморт» в формате малой прозы.
Рассказав о данных особенностях книги, автор выразил благодарность редактору и иллюстратору, после чего перешел непосредственно к чтению. Тут стоит отметить, что зрителям потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к авторскому стилю.
Но вот прочитан «Портрет», прочитан «Пейзаж», и что мы видим? Сработало особое воздействие ковалевского голоса. Повышая и понижая его громкость, изменяя выражения лица и интонации, автор вскоре смог вызвать улыбки на лицах зрителей. Особенно это стало заметно после стихотворения «Пейзаж с комарами в овраге»:
И некий антропос,
во глубину оврага
Малиной с ежевикою влеком,
Себе по облику
двенадцатым шлепком
Казнит настырного
антропофага.
Смех стал почти всеобщим начиная с «Московских зарисовок». Публика уже «прогрелась», да и темы были узнаваемыми, повседневными. Например, «В маршрутке»:
О вещи бесхозной я доложил шоферу маршрутки:
– Там кто-то оставил портфель на заднем сиденье!
– Ты – первый увидел – и забирай его – ты!
Высшей точки веселья вечер достиг во время чтения «Подмосковных зарисовок». Во многом сыграла свою роль еще более возросшая авторская выразительность (хотя, казалось бы, куда уж больше?). Причина кроется в любви Виктора к описываемым родным местам в Подмосковье. «Тоже, между прочим, Дмитровское направление», – с теплотой прокомментировал автор название «На развилке у Вербилки». Далее публика настолько раззадорилась, что не испугалась даже абстракции в «Метафизической живописи». Например, «Роза и мухи» заканчивались такими строчками: «Мухи давно улетели,/ А девушка бьет их и бьет». Закончил автор вечер очень ловко – стихотворением «Стена», последние строки которого звучат так: «О природе (несмешная)/ Смеха – книжка раздвижная». «Вот эта книжка!» – с улыбкой продемонстрировал свое творение Виктор Коваль.