Дарья Суховей (справа) учится гончарному делу. Фото Андрея Щербака-Жукова
Вообще-то «Нарвский причал» – это бардовский фестиваль. И существует он больше 20 лет, по праву считается самый старым фестивалем авторской песни в Прибалтике и проходит в самом русском городе Эстонии – Нарве.
На прошлой неделе «Нарвский причал» проходил в 21-й раз. И именно в этом году случился серьезный поворот от поющих поэтов к поэтам обыкновенным, то есть читающим свои стихи без всякого аккомпанемента. Об этом четко заявила в интервью для местной прессы главный организатор фестиваля Елена Сабинина. Были поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, были местные, нарвские.
Открытие состоялось в колледже Тартуского университета. Это современный культурно-образовательный центр, спроектированный так, чтобы и вписаться в стилистику старой Нарвы, и быть удобным для современных людей, ищущих знания. В нем есть залы, аудитории, библиотека под самой крышей, из которой видно половину города со всеми его достопримечательностями, а также кафе с названием Muna, что по-эстонски значит «Яйцо». В нем и была подключена звукоусиливающая аппаратура, был натянут задник с надписью «Нарвский причал», а к нему поочередно выходили поэты с гитарами и просто поэты. Были и просто музыканты. Так, к примеру, Олег Степанов из Тель-Авива сам стихов не пишет, зато не упускает возможности получить в подарок какой-нибудь поэтический сборник, но не от жадности и не от одной исключительно любви к литературе – он пишет песни на стихи современных поэтов. Ну, конечно, поет и классику. К примеру, он спел знаменитую «Бричмулу», написанную Сергеем Никитиным на стихи поэта Дмитрия Сухарева.
Во второй день было несколько выступлений, но главное – пожалуй, в самом злачном месте города Нарвы – в порту, в клубе Ro-Ro. Примечательно, что днем раньше (когда поэты и барды открывали «Нарвский причал» в колледже) здесь выступала группа из Италии, играющая в стиле хеви-метал. И ничего: после итальянского метала нарвские любители современных искусств с удовольствием слушали стихи и тихие наигрыши на гитаре. В этот день ударно выступили поэты из Санкт-Петербурга: организатор «Авант-фестиваля», о котором не раз писала «НГ-EL», а также многих других поэтических проектов Дарья Суховей, приверженцы свободного стиха Алексей Кияница и Ольга Логош, работающая в классической силлабо-тонике Ирина Яркова, а также Леонид Романков и Владимир Бауэр.
Параллельно с выступлением варилась «народная» уха – в огромном котле, из трех сортов рыбы. Закончив выступление, каждый мог отведать сколько захочется ароматного горячего варева. У котла с ухой московские поэты, среди которых был и автор этих строк, познакомились с нарвским коллегой Рауно Шульцем. Он начал писать стихи на родном ему эстонском языке, будучи уже немолодым, сформировавшимся человеком, стал публиковать их в Интернете и снискал большую популярность в Нарве. Посетители местного поэтического сайта проголосовали за то, чтобы его стихи были изданы в виде книги. Одно из стихотворений, вошедшее в эту книгу, он и прочитал москвичам. Те, уловив ритм, попросили сделать им подстрочник. А потом, устроившись за столиком с кружками пива, соорудили русский перевод стихотворения «В баре»: «Вечер в баре, кола, ром,/ соль, текила. За столом/ посидел душевно, с толком,/ стал уже ягненок волком.// Скоро близится рассвет,/ а любви все нет и нет».
Этот день был самым интересным. В Северном дворе древнего нарвского замка объединились два фестиваля: «Нарвский причал» и конкурс домашнего консервирования «Лето в банку». Здесь уже не было бардов, поэты читали стихи, а местные женщины угощали их причудливыми джемами и вареньем. А издатель и общественный деятель Юку-Каллэ Раид сварил суп из утки с большим количеством моркови. Первое место было присвоено варенью из облепихи с еловой шишкой. А из поэзии запомнилось выступление Дарьи Суховей: «Читать поэзию вслух/ читать поэзию про себя/ читать поэзию наизусть/ со сцены маленького клуба или на ухо собеседнику».
По двору ходили люди в средневековых нарядах и демонстрировали старинные ремесла: резьбу по дереву, гончарное мастерство и т.д. Дым от костров стелился над средневековыми крепостными стенами. И звучали стихи.