Ирина Сандомирская, Йохан Эберг, Мария Касьян говорят о Бахтине. Фото Леты Югай
В жарком июльском Стокгольме на острове Шеппсхольмен в здании Королевского института искусств прошла 15-я Бахтинская конференция. Бахтинские конференции проводится сейчас раз в два года в разных странах. В 2014 году организаторы задались вопросами, кто и что такое Бахтин сегодня, 20 лет спустя после своего 100-летия, и как изменяется понимание его наследия: от символа – к тексту – к теории – к практике.
Около 200 участников собрались, чтобы обсудить труды Бахтина и их отражение в современном мире и искусстве. Полифония, карнавал, хронотоп. Насилие, терапия, свобода. Искусство, политика, история. Бахтин и детская литература. Теория речевых жанров Бахтина и культурная прагматика. В залах и коридорах – видеоинсталяции и арт-объекты.
Мария Касьян передала слова Сергея Бочарова о том, что эта конференция – не просто междисциплинарная, а объединяющая исследователей и художников – очень в духе самого Бахтина, тоже не укладывавшегося ни в какие рамки (филолога, философа и т.д.).
Работало параллельно по четыре секции, поэтому слушателей ожидал выбор, часто непростой. А если по пути на очередное заседание свернуть в темную комнату на втором этаже, то можно оказаться между четырех экранов, транслирующих документальные съемки карнавалов и праздников Гаити, Нового Орлеана (США), Бразилии, Португалии, Нигерии и Кардиффа (Великобритания) (инсталляция Роберто Н Пейре «Корабль дураков»).
Предметом рассмотрения на секциях стал карнавал в музыке (иллюстрированная звуковыми фрагментами презентация Марчелло Мессины о карнавализации и пародии в современной музыке), визуальном искусстве (Ксения Головко – «Жак Рансьер. Эстетика повседневной жизни как политический вопрос современного искусства»), литературе (Марк Липовецкий – «Смех Пригова: карнавал реверсированный и повседневный»), кино (доклад Ильи Калинина о Бахтине в связи с советской кинематографией 1930-х годов), социальной жизни (исследование Йохана Эберга о коррупции как Бахтинском карнавале), истории (сообщение Пер-Арне Бодина о процессах над ведьмами на севере Швеции). Диалог также присутствовал во многих темах (например, доклад Ильи Кукулина о трансформациях идей Бахтина в концепции «диалога культур» Библера).
Профессор Лондонского университета Галин Тиханов прочитал лекцию о понятии «мировая литература» в связи с Бахтиным и русским формализмом. Карил Эмерсон сконцентрировалась на отношениях Бахтина и театра «с постоянными отсылками к Шекспиру», как гласил подзаголовок лекции. Экватор конференции – спектакль Ларса Клеберга «Защита Бахтина», основанный на стенограмме защиты диссертации «Рабле в истории реализма», состоявшейся в ИМЛИ в 1946 году.
Особая тема для дискуссий – artistic research, исследования, выполненные художниками. Результаты такого исследования представлены в форме художественных объектов (выставок, инсталляций, кино). При этом речь идет о познании мира методами, свойственными науке (интервью, сбор и анализ материала и т.д.). Интересный разговор на тему «Микроистория и видеоэссеистика» состоялся благодаря режиссерам Магнусу Бертасу и Бехзаду Хосрави Нури.
Слово получили и организаторы художественного (музейного) пространства. Екатерина Деготь рассказывала о выставках «Память тела. Нижнее белье советской эпохи» и «Понедельник начинается в субботу». С точки зрения куратора, заметив, что создание экспозиции похоже на написание рассказа. Завершилась конференция показом инсталляции «От крови к кетчупу» (Герман Нитч и Пол Маккарти), проведенным руководителем выставок и коллекции музея «Модерн» Магнусом Аф Петерсансом. В заключение Йохан Эберг и Ирина Сандомирская поблагодарили всех участников, прибывших из разных концов мира, а участники выразили ответную благодарность за прекрасную организацию конференции. Мероприятие было задумано Бахтинским центром Шеффелдского университета (Великобритания), Университетом Сёдерторн и Университетом Гётеборга (Швеция) как диалог между академической наукой, литературой и миром искусства.
Художники, исследователи от разных отраслей науки, переводчики Бахтина. Русская, английская и шведская речь. Разноцветные гротескные фигуры перед музеем современного искусства, строгие постройки Шеппсхольмена (Острова кораблей, бывшей военно-морской базы), летняя зелень и окружающая остров вода залива Сальтшён. Всё это звучало единым полифоничным целым в течение пяти дней особого небудничного времени конференции.