Частая участница фестиваля «Каблуковская радуга» Светлана Демидова. Фото Владимира Коркунова
Как вы лодку назовете, так она и поплывет. То же и с фестивалями. Назвали, например, организаторы детище «Господин ветер», и точно – каждый год он фортеля устраивает и палатки пытается сдуть. Дали прозвище «Осиянное слово» – и в каждой рукописи облик Гумилева просвечивает, а изредка – и другой лик. Стоит ли удивляться, что Международные литературные встречи «Каблуковская радуга» (4–5 июля, с. Каблуково, Калининский район Тверской области) ежегодно сопровождают дожди? А как иначе радуга на небе появится? Радужны и стихи участников встреч, в смысле – разнообразны, и по итогам предваряющего конкурса их разделили по группам подобно спектру: лауреаты, дипломанты, обладатели грамот, авторы группы А, затем – Б и, наконец, В. Последним лучом, венчающим конструкцию, становится Владимир Львов, бывший директор Каблуковской школы, бессменный организатор литературных встреч.
В этом году «Каблуковская радуга» состоялась в 14-й раз. Участники предварительного конкурса отправляли стихи в номинации «Поэты старше 30 лет», «Поэзия молодых» (до 30 лет), «Авторская песня» и «Поэты зарубежья». И если обратиться к статистике, на этот раз поэтов «немолодых» оказалось 166, «молодых» – 32, из зарубежья (за которое отдувалась Болгария) – 8. Бардов опустим. Хотя и адептов гитары и костра оказалось немало, и было им вольготно.
Удивительных случаев, связанных с «каблуками», как ласково называют литвстречи сами участники, за прошедшие годы случилось немало. Вспоминается залихватская песня Владимира Саморядова (он неоднократно занимал высокие конкурсные места именно как поэт и в нынешнем году разделил 18-е и 19-е, что совсем неплохо) про купца Афанасия, чьим именем названо знаменитое тверское пиво. Оказалось, на площадке немало поклонников именно этого пенного напитка. И вознеслись руки с большими и малыми стаканами, и почтили барда!
А в другой раз послушать поэтов прилетела пичужка. Скромно примостилась на стволе росшего у сцены дерева. Несколько раз отправлялась полетать, но неизменно возвращалась. Лишь позже стало понятно, что в расщелине ствола скрывалось гнездо невелички… А как-то почитать стихи заскакивал киноактер Гоша Куценко. А однажды один из завсегдатаев в шесть утра устроил внеплановый подъем палаточного городка, решив сыграть в радио…
Вышел и традиционный альманах с лучшими работами, присланными на конкурс; традиционного же сборника (собранного по схожему принципу) увидеть не удалось – финансирование подкачало.
Первый день начался литературными выступлениями в «Яблоневом саду». Затем Иван Демидов, один из организаторов встреч, продемонстрировал фильм об истории праздника – по словам Владимира Львова, картина продолжает сниматься, поскольку история пишется у нас на глазах. День завершали конкурс авторской песни и награждение дипломантов и обладателей грамот поэтического и песенного конкурсов.
Утро следующего дня было отдано на откуп мастер-классам и творческим семинарам, на которых поэты и критики (подчас участники каблуковского конкурса прошлых лет) поопытнее учили уму-разуму неофитов от поэзии (некоторые из которых, кстати говоря, примерили и пенсионный возраст).
Затем кавалькада переместилась в соседнюю деревушку – Заборовье, на речной берег, где в торжественной обстановке были вручены награды лауреатам. Среди поэтов постарше ими стали: Юлия Кушина (Тверь), Валерий Савостьянов (Тула) и Петр Кретов (пос. Новое Гришино, Московская обл.). Молодые поэты-лауреаты: Мария Миронова (пос. Лотошино, Московская обл.), Ксения Маркова (Тверь) и Ирина Иванникова (Рязань). Наградили и авторов-исполнителей: Любовь Сердечную (Смоленск), Наталию Павлову (Москва) и Валентину Левочкину (Дмитров).
На этом программа не закончилась – счастливым победителям, дипломантам, почетным гостям и членам жюри предстояло выступить на заключительном концерте. «Каблуки» отзвучали.