На днях прошел традиционный вечер «Литинститут. Летняя сессия», собравший пеструю компанию выпускников Литературного института им. Горького. Пеструю, потому что собрались не только выпускники разных лет, но и представители разных стилевых и жанровых тенденций. Вечер прошел в Зверевском центре современного искусства, в красочных интерьерах выставки Виктора Ореханова «Слоны. Левое полушарие – Правое полушарие» – на фоне разноцветных слонов из полиэтилена. Открыл вечер директор центра поэт Алексей Сосна стихотворением «Красный террор» – про историю выхода в печать одноименной книги: «он пришёл и прошёл как с гуся вода/ с государства кровь увы ни следа/ не осталось от этой книги да и вообще/ в головах у тех кто ищет смысл в борще… не задуть моей свечи ветрам перемен/ я смирён почти можно сказать смирен/ даже мент козёл звезданёт локтём/ всё путём скажу всё равно путём».
Небольшой зал, деревянные скамейки, картины и инсталляции, да и просто лето располагали к неформальному общению. Участники не только читали свои творения, но и делились воспоминаниями. Почти оду Литу в прозе прочел историк русской литературы, прозаик и преподаватель означенного вуза Сергей Дмитренко. Довольно жестко ему оппонировал нынешний студент, назвавший Лит «шарашкиной конторой», где сплошная бюрократия, невозможно получить зачетку и жестко гоняют за пропуски. Полярные точки зрения уравновесил поэт и критик Данила Давыдов. Он сказал, что, безусловно, во времена учебы иногда хотелось встать в оппозицию, даже создать своего рода контркультуру. Однако, как напомнил Данила, вуз, созданный Горьким для образования пролетарских писателей, чтобы они, подковавшись Шекспиром и Данте, творили коммунистическим способом, за время своего бытования сильно изменился – эти стены взрастили немало гениальных писателей и поэтов. «Я не хочу, чтобы вы думали, что я с возрастом впадаю в сентиментальность, хоть я и сентиментален, как всякий мерзавец, – изящно заметил Давыдов, – однако в период раннего постсовка Лит собрал компанию студентов с кардинально разными мировоззрениями, образованиями, вкусами и стал местом знакомства и пересечения со многими интересными людьми». Потом Данила Давыдов читал стихи – нечто онтологически философское в духе Кафки: «вот кажется уже случилось/ пойми оно произошло/ но вдруг внезапно отменилось/ и ты стоишь не знаешь что/... лежит не бряцает не кличет/ не лижет и не поддает/ и никого не возвеличит/ и скажем никого не ждет».
Иную стилевую грань представила Анна Аркатова: «мы ягоды едим и бутерброды,/ мы сдали физику, в нас светятся диоды,/ и цифры пятизначные летят куда хотят,/ мы Владику назначили свиданье,/ Марины нет, но Оля есть и Таня –/ вселенная, к чему твое посланье/ и памяти сезонная ботва?/ к тому, что луч и воздух повторимы,/ а в гости ходят гости-псевдонимы,/ есть физика – но химия мертва».
Блоком, под предводительством Галины Рымбу выступили нынешние студенты. Затем читали Петр Черников и Евгения Коробкова, читавшая как легкие юмористические стихи («У одной женщины муж/ Никогда не принимал душ/ От него разило конем/ Но бюджет держался на нем./ P.S.: И эта женщина была не одна,/ На таких держалась страна»), так и грустные натуралистичные зарисовки с примесью сюра («Вот слепая девочка поет/ Только ей никто не подает/ Выбирает на Тверской народ/ ей не буду, инвалиду – буду./ Потому что это не фигня:/ Из бигмака вырастет ступня./ Вот сейчас, посередине дня./ Будет чудо»).
Поэт и культуртрегер Андрей Коровин читал: «у меня с утра дебюсси/ у тебя с утра далида/ пахнет морем твое мерси/ пахнут спаржей твои дада/ в этом времени где нас нет/ можно делать теперь что хошь/ поворачивать ход планет/ изучать тебя между нож/ ...а пока у тебя монтан/ и пока у неё дали/ пусть же бьёт от бедра фонтан/ алым парусом вдаль стоит». Завершил вечер Алексей Кубрик: «И страна не страна/ и жена не жена/ и какие-то птицы набитые снегом/ даже сын как-то медленно плачет во сне/ и душа как окно на бетонной стене/ задыхается небом/ Бессердечие/ молодость/ мухи в воде».