Алесь Рязанов, один из лауреатов фестиваля «Поющие письмена» 2014 года. Фото Евгении Маковенко
На прошлой неделе в Твери прошел VI Международный фестиваль «Поющие письмена». Столица Верхневолжья приняла поэтов славянских стран.
Художественный руководитель фестиваля Сергей Гловюк организовал три дня, насыщенных до предела. Была встреча с сербским журналистом Йованом Яничем, написавшим биографию Патриарха Сербского Павла. Прошли литературные чтения в кафе, выставка фотографий «Окно в Польшу» и открытие славянского вернисажа. И даже конференция «Лев Толстой и Славянский мир». А в сквере филфака Тверского госуниверситета был открыт памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Так что «письмена» уже бронзовеют…
В рамках издательской программы фестиваля вышли книги лауреатов 2013 года: исследование словацкого литературоведа Андрея Червеняка «Русская литература в словацком восприятии», сборники стихов россиян Жанны Перковской («Шерпа») и Александра Герасимова («Буквенное просо»), а также сербского поэта и переводчика Веры Хорват («В начале») и словенца Милана Есиха («Константа Лудольфа»).
Разумеется, были названы новые лауреаты фестиваля. Обладателем диплома в номинации «За многолетнее выдающееся поэтическое творчество» стал Алесь Рязанов из Белоруссии, в номинации «За популяризацию русской классической и современной литературы за рубежом» – Ярослав Кованда из Чехии. Дипломом за перевод произведений славянских поэтов на русский язык награждена Елена Иванова-Верховская из Москвы, а вот в номинации «Творчество молодых» награда осталась у представителя тверского литобъединения – Федора Иванова.
Стоит отметить, что основной состав участников фестиваля «Поющие письмена» – представители старшего литературного поколения; то есть поэты, которые могут поделиться с начинающими стихотворцами солидным опытом… Постепенно это и происходит. При этом очень ярко проявили себя участники молодежной площадки, читавшие стихи друг другу, а также «городу и миру» в тверском ТЮЗе. Причем многое из прочитанного было уже адаптировано к фестивальному (и шире: европейскому) формату восприятия поэзии: рифм меньше, чем мыслей. Компенсацией оказалось творчество тверичей и тверичанок. Они и традиции русского классического стихосложения сохраняют, и от большинства возбудителей модных филологических вирусов вполне привиты.
Также интересно отметить доказательство прописной истины: поэты (и даже лауреаты!) являются вполне земными существами… Стихи стихами, но, например, Ярослава Кованду так потряс вид Волги, что тот, будто плененный тихой энергией великой реки, купил удочку и пытался ловить рыбу на вечерней зорьке, аккурат после поэтических выступлений.
Гостям фестиваля стараются показать не только центр, но и тверскую провинцию. В программу мероприятия была включена экскурсия (с выступлениями) в Старицу, которую называют «Волжской Швейцарией». Архитектура старых церквей и усадеб является такой же чистой эманацией, как и поэзия. А может, это все проявление замысла Божьего?! Вне сомнений одно: многовековая русскость этих пейзажей еще нашепчет увидевшим Россию импортным поэтам главные слова… Славяне все-таки! Одна азбука-прародительница. Единая судьба…