На новой литературной площадке «На Делегатской» (филиал Музея современной истории; кураторы и ведущие мероприятий – поэт, критик Борис Кутенков и поэт, научный сотрудник Музея современной истории России Марина Яуре) состоялся круглый стол «Современная поэзия: имена, проблемы и тенденции». Зрителей было примерно столько же, сколько докладчиков. Но надо заметить: для современного поэтического бытования это хороший результат, особенно если учесть, что в зале был поэт и переводчик Вячеслав Куприянов. Литераторы обсудили широкий круг вопросов. Поэт, эссеист, куратор интернет-проекта «На Середине мира» Наталия Черных говорила о сегментировании поэтического пространства. По ее мнению, оно не делится сегодня на два оппозиционных лагеря, нечетко выражено деление «столичная – провинциальная» и вообще поэтическая карта так пестра, что трудно проводить даже раздел по стилям. Скорее присутствует виртуальная локализация, собирающая поэтов под эгидой интернет-ресурсов.
Поэт, прозаик, эссеист Андрей Тавров раскрыл один из самых интересных тезисов: каково должно быть идеальное стихотворение. Во-первых, оно должно обладать максимальным количеством перекодировок, а именно прочтений в разных культурных социумах, и путешествовать из одной эпохи в другую, не теряя актуальности. Во-вторых, ему должна быть свойственна «преступность» – расшатывание канона, то есть поэт должен быть «как беззаконная комета в кругу расчисленных светил». В-третьих, отметил Тавров, наряду с травмированием – дискомфортом, стихотворение должно осуществлять терапию – исцеление (пример – пушкинский «Пророк»). И четвертое: элемент поэзии должен превышать интеллект, обеспечить разрыв замкнутого пространства традиционных культурных наслоений. Полемизируя с Тавровым, литературный критик, редактор отдела философии и культурологии журнала «Знание – Сила» Ольга Балла заметила, что схемы идеального стиха никто еще не дал, гений всегда совершает непредвиденные шаги, и трудно сказать, в какую эпоху его творчество будет востребовано.
Литературовед, главный редактор альманаха «Литературные знакомства» Лола Звонарева затронула тему «Поэт и читатель». Были поставлены вопросы – что делать поэзии, чтобы выйти из гетто, да и надо ли выходить, может ли поэзия вернуться к схеме «от сердца к сердцу» вместо решения социальных задач. Опираясь на личный опыт создания альманаха поэзии школьников «Серебряные сверчки», Лола Звонарева поведала, что тяга к поэзии, безусловно, существует: проблема в малом процентном отношении любителей поэзии к общей массе. Звонарева акцентировала: важно продвигать таланты из регионов, создавать группы сосредоточенного чтения (не получим поэта, получим адекватного читателя), важно проводить фестивали, помогающие молодым чувствовать себя единым поколением. На тему легитимации поэта, значения денег и успеха высказался поэт, переводчик, публицист Игорь Караулов: о том, что зарабатывать деньги поэзией способны немногие, о том, что хотя для поэта не существует успеха в житейском понимании, некоторых авторов, вроде Дениса Новикова, отсутствие успеха сломало, о том, что у любого автора возникает вопрос признания, о том, что поэт всю жизнь, образно говоря, играет на фишки, не зная, как они будут оплачены.
Все обсужденные проблемы не перечислишь. Среди них – варианты и возможности самопрезентации поэта в литпроцессе, будь то ведение блога, выступление на слэмах или издание бумажной книги; безрезультатный поиск среди современных поэтов «безусловных» имен; обезличивание и «растворение» «толстых журналов»; размышления о том, что поэзия ищет новые формы в сочетаниях с другими видами искусств, – это и видеопоэзия, и чтение стихов под музыку, и опыты поэта Германа Лукомникова с чтением стихов животным в зоопарке, и чтение стихов тет-а-тет в поэтических кабинках… В целом хотелось бы верить, что форум (а стенограмма будет выложена в Интернете на сайте «Новая реальность», портал «Мегалит» http: //promegalit. ru/magazines/novaja-realnost. html) поможет привести в порядок мысли поэтов и критиков и наметить важные векторы литературной деятельности.