Гости из Москвы: Сергей Чередниченко и Татьяна Данильянц, а так же Артур Аванесов. Фото Сирануйш Галстян
В начале XXI века Армения обратила на себя внимание международными инициативами в области гуманитарных исследований, особенно исследований литературы: Ежегодный форум издателей и переводчиков, 10-дневний исследовательский «Литературный ковчег», Книжная платформа для литературных агентов, Международный поэтический фестиваль. Второй раз прошла Международная научная конференция, призванная объединить силы гуманитариев в областях литературы, искусства, кино и музыки. Тема этого года – «Водораздел. Литература и искусство: поколение 1960–70-х». Конференция проходила в конце февраля в «Доме творчества писателей» в Цахкадзоре, курортном горнолыжном городке неподалеку от Еревана и собрала более 50 участников из Армении, России и Грузии.
60–70-е годы – переломный период в истории СССР, переход от оттепели Хрущева к общественной стагнации времен Брежнева. В официальной историографии переломным считается 1968 год, год ввода советских войск в Чехословакию. Этому году был посвящен показанный на конференции документальный фильм журналиста и режиссера Тиграна Паскевичяна. В картине была представлена широкая панорама деятелей «неподцензурной» литературы этого периода в России и Армении. Своеобразный «парафраз» фильма – доклад участницы из Москвы, писателя, эссеиста и кинорежиссера Татьяны Данильянц «За нашу и вашу свободу: демонстрация «семерых» на Красной площади в 1968 году (Горбаневская, Делоне и др.)».
Вызвал дискуссию доклад ученого-историка, профессора Российско-Армянского (Славянского) университета Ерванда Маркаряна «След пассионарности советского общества и смена цивилизационной парадигмы в 1960–1970-е годы. От патетического оптимизма к абсентизму», утверждавшего, что художник Мартирос Сарьян и композитор Арам Хачатурян в отдельные периоды вполне вписывались в идеологему «соцреализма».
В ходе выступлений докладчиков выявлялось то, что культурные процессы Армении тех лет были схожи с культурными процессами не только в России, но и в мире.
Эмблематичная для армянской литературы этого периода личность Гранта Матевосяна, писателя и сценариста, была освещена рассказом переводчицы и прозаика Дианы Амбарцумян «Феномен Гранта Матевосяна».
Организаторами конференции был найден отличный «ход»: объединение научных докладов и эссе с «практическими номерами» – прослушиванием музыкальных произведений и показом фильмов. Режиссер и культуртрегер Давид Матевосян, сын писателя Гранта Матевосяна, представил собравшимся свой документальный фильм о создании фильма «Мы и наши горы» Генриха Маляна, в котором Грант Матевосян выступил сценаристом.
О русско-армянских творческих связях рассказал в своем докладе еще один участник из Москвы, писатель и редактор журнала «Вопросы литературы» Сергей Чередниченко («Образ Империи и проблема национальной самоидентификации в прозе Андрея Битова 1960–70-х годов»). Создатель произведения «Уроки Армении», Битов, друг Гранта Матевосяна, одним из первых в России отозвался по поводу геноцида армян, который в 60–70-е годы «вежливо замалчивался».
Подводя итоги конференции, многими учеными, среди которых блестяще высказался киновед и писатель Давид Мурадян, было отмечено, что вспоминание имен 60–70-х годов ХХ века по-новому не только дает возможность новых творческих интерпретаций, но и помогает задуматься и осознать (а значит, и переосмыслить) особенности текущего культурного процесса.