Наталья Иванова (стоит) представляет финалистов, Татьяна Толстая и Юрий Буйда (сидят) нервно ждут объявления, кто же станет лауреатом. Фото Анатолия Степаненко
В Атриуме Пушкинского музея, что на Пречистенке, состоялась церемония вручения Премии Ивана Петровича Белкина. Награда эта необычна во многих смыслах. Во-первых, как утверждают ее учредители, это единственная литературная премия, названная именем вымышленного персонажа. То есть предмета мистификации. Специально к церемонии этого года было выпущено репринтное издание «Повестей Белкина» – точная копия первого прижизненного. Так, на его обложке обозначено «Сочинения Ивана Белкина, публикация А.П.», а дальше – предисловие с придуманной Пушкиным Белкину биографией… Во-вторых, не так-то много премий, созданных для поддержки исключительно жанра повести – жанра, который несколько обижен современным издательским процессом: романы кое-как выходят, для рассказов есть сборники, а повести находят скромное пристанище только в толстых журналах… Ну, а в-третьих, сама церемония вручения премии, хоть и не режет глаза пафосом и размахом, но четко продумана и интересно выстроена – как некий литературный концерт.
Пространство сцены было выстроено симметрично. В центре – стол, за которым сидел председатель жюри Александр Кабаков и вокруг которого вращалось все действие. Изначально за ним же должна была сидеть куратор премии Наталья Иванова, но оказалось, что именно там самый хороший микрофон, поэтому она постоянно уступала свое место выступающим. Двумя косыми флангами от центрального стола расходились ряды кресел. Слева, если смотреть из зала, сидели члены жюри: Игорь Волгин, Вадим Абдрашитов и Сергей Беляков. Справа симметрично жюри – авторы, вошедшие в шорт-лист: Татьяна Толстая (отмеченная за повесть «Легкие миры»), Юрий Буйда («Яд и мед»), Денис Драгунский («Архитектор и монах») и Максим Осипов («Кейп-Код»). Илья Бояшов («Кокон») не смог приехать из Санкт-Петербурга…
И еще одна особенность Премии Белкина – она с каждым годом обрастает наградами-сателлитами. Так, с прошлого года кроме основной появилась номинация «Станционный смотритель» – лучшему критику, отражающему литературный процесс. В этом году появилось еще две. Премию «Барышня-крестьянка» получила Яне Жемойтелите за повесть «Недалеко от рая», а «Выстрел» – Александр Киров за повесть «Давай расстанемся на лето». Диплома «Станционный смотритель» был удостоен Сергей Костырко за ведение рубрики «Книги» в журнале «Новый мир».
Вручение же основной награды было обставлено, как спектакль. Наталья Иванова вызывала кого-то из жюри, он представлял кого-то из финалистов, а потом тот зачитывал короткое эссе, написанное специально по случаю выхода в финал. Юрий Буйда размышлял о роли детали в литературе. Невероятно остроумным было выступление Дениса Драгунского. А вот Татьяна Толстая зачитала пронзительное и трогательное воспоминание о своем отце, приходящем к ней во сне. Все эссе, включая присланное Ильей Бояшовым, будут опубликованы в № 5 журнала «Знамя».
Ну а после прочтения речей финалистов Наталья Иванова открыла конверт и зачитала имя: Татьяна Толстая. Единственная в шорт-листе дама и была удостоена высшей награды!
Но действие на этом не кончилось. На сцену поднялись преподаватели литературы и студенты педагогических вызов. Они вручили своего «Учительского Белкина». А точнее, вручили как не Белкина, а Пушкина. Правда, плюшевого или из какой-то другой материи. Это была конная статуя Пушкина в жанре мягкой игрушки. В этом году мнение учительского жюри разошлось с мнением жюри основного. Плюшевого Пушкина получил Максим Осипов.