Игорь Волгин – больше чем ученый. Фото автора
«Не хочу я больше быть ученым…» – так назвал свой литературный вечер в доме-музее А.И. Герцена поэт, литератор, доктор филологических наук, профессор Литературного института и МГУ, президент Фонда Достоевского, вице-президент Международного общества Достоевского, телеведущий популярных передач «Игра в бисер» и «Контекст», лауреат многих премий и автор многочисленных книг Игорь Волгин. Но все же в первой части вечера ему пришлось выступить как ученому, исследователю жизни и творчества Достоевского, и представить собравшимся свою книгу «Хроника рода Достоевских», которая интересна и для узкого круга специалистов, для филологов, историков, антропологов, медиков, психологов, и для широкого круга читателей и является не только ценнейшим справочником, энциклопедией, фундаментальным научным трудом, но и увлекательным чтением.
Игорь Волгин рассказал о корнях рода Федора Достоевского, которые сквозь Россию тянутся и на Украину, и в Белоруссию, и в Польшу, и об отце Достоевского, который «пришел ниоткуда и ушел в никуда» (по семейному преданию, был убит в своем имении, в поле, крестьянами, не сохранилась даже его могила) и который стал прототипом отца в «Братьях Карамазовых». Особенно подробно Волгин рассказал о женах Достоевского и других женщинах, которые сыграли роль в судьбе и в творчестве писателя. Разумеется, шел разговор об Анне Сниткиной, этой героической женщине, которая служит эталоном жены писателя и эталоном вдовы, этаким «хрестоматийным образцом». Она подтверждает собой афоризм «Жена в России – больше, чем жена». Она была моложе его на 25 лет и была и его стенографисткой, и мемуаристкой, и публикатором, и верной помощницей во всем. А после его смерти она занималась только его делами, но все же оказалась в чем-то чересчур пристрастным архивариусом и так почистила архив Достоевского, что там не осталось ни писем первой жены писателя Марии Исаевой, ни писем всех иных женщин к нему, и в биографии гения здесь зияет большое белое пятно. Коснулся Волгин и взаимоотношений Достоевского и Толстого: оба писателя уважали друг к друга, держали у себя на столе сочинения друг друга, но так и не познакомились в жизни. Об этом у Игоря Волгина есть книга «Уйти ото всех».
Зрители, среди которых были коллеги, друзья, поклонники и поклонницы Игоря Волгина, задали вопросы, и он исчерпывающе ответил на каждый из них. А во второй части вечера (без антракта) он выступил как поэт, прочитал свои стихи, старые и новые. В этой своей ипостаси Игорь Волгин явил себя как мастер художественного слова, виртуозно владеющий техникой стиха и всеми ее формами. Он показал на собственном примере, что не только «поэт в России – больше, чем поэт», но и – что ученый в России – больше, чем ученый.