Петь начали сразу, едва собрались на открытие в московском Доме ученых. Пели и до пленарного заседания, и после концерта традиционной народной музыки… А как пели во время первого фуршета! Еще безалкогольного, но очень хлебосольного. Пели, подтверждая, что фольклор, то есть народное слово, народная истина, живет доныне. Хотя в обиходе мы воспринимаем фольклор как нечто, самим своим звучанием отводящее от современности, зовущее нас куда-то в музейное пространство. Ведь обычно про фольклор говорят, что его собирают. Собирают по каким-то медвежьим углам, по дальним сусекам… Какой там сейчас народный голос, какое народное творчество?! Материмся мы, понятно, виртуозно, но сейчас даже эта общенародная сфера отечественного самовыражения усилиями наших законодательных интеллектуалов оказалась в стеснении. Но когда собирают фольклористов (до этого конгрессы проводились в 2006 и 2010 годах), оказывается, что фольклор всюду.
Инициатор первых конгрессов профессор Анатолий Каргин задумал их в справедливой уверенности, что именно традиционная культура – самое доступное и надежное средство воспитания полноценной личности. Сотни фольклористов по стране неустанно занимаются собиранием всего лучшего, векового в культуре многочисленных народов, населяющих Россию, записывают песни, танцы, обряды, игры, разыскивают предметы народного прикладного творчества, осмысливают огромный фактологический материал с точки зрения истории, этнографии, социологии, других наук. «Конгресс призван объединить усилия ученых и методистов в деле изучения фольклора народов России», – говорит исполняющий обязанности генерального директора Государственного республиканского центра русского фольклора Александр Ефимов. Как видно, и Министерство культуры РФ, выступившее соорганизатором конгресса, к этому изучению относится неформально: в заседаниях деятельное участие приняли заместитель министра Владимир Аристархов и помощник министра Арсений Миронов.
Их не только служебный, но и личный интерес понятен: по форме конгрессы фольклористов представляют собой удивительное сочетание концерта и доклада, научной дискуссии и художественных номеров. Недаром после открытия все «конгрессоры» (480 человек) переехали с Пречистенки на просторы Новой Москвы (ставшей также объектом городского фольклора), в Вороново. Здесь, в пока что нетронутом мегаполисом пространстве, четыре дня шел научный праздник объединенных фольклором филологов, этнологов, антропологов, искусствоведов, этномузыкологов, этнохореографов и других исследователей традиционной культуры. Работала 31 научная секция, а по вечерам показывали этнографическое кино, представляли фольклорно-обрядовые действа, проекты, программы – «Заонежская свадьба», «Молодежная вечерка», «Ремесло»…
Любой сюда попавший оказывался перед выбором: куда идти? Интересно было всюду! «Народная вера: официальная доктрина и народные толкования», «Поведенческие нормативы и народная этика», «Локальные традиции и культуры: современные исследования», «Традиционная культура в условиях межэтнических контактов», «Традиционный фольклор в XXI веке»… Причем кроме россиян на конгресс приехали ученые из Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Болгарии, Казахстана, Швеции, Абхазии, Италии, Нидерландов – всех стран не перечислить. Одна надежда: материалы конгресса в скором времени должны быть опубликованы.
Этот конгресс, как и предыдущие, показал, что пресловутые поиски национальной идеи, о которой время от времени вспоминают наши политики, пора наконец прекратить за очевидностью уже имеющегося. Весь опыт развития человечества, даже в условиях нынешней «всемирной деревни», свидетельствует: здравое, здоровое развитие любой страны, подавно самой большой из всех – нашей, может основываться только на сохранении и развитии народной, традиционной культуры.