Наталья Иванова вручает награду Денису Драгунскому за его «3000 строк с пробелами». Фото Анатолия Степаненко
В Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино (ВГБИЛ) состоялась церемония вручения премий журнала «Знамя» за 2013 год. Награда учреждена в 1993 году и ежегодно присуждается авторам лучших произведений, опубликованных на страницах журнала в предыдущем году. Ведущие – главный редактор Сергей Чупринин и его первый заместитель Наталья Иванова – представляли лауреатов, словно каждый раз делясь с присутствующими в зале тем бесценным ощущением близкого знакомства, доброй дружбы, о котором часто забывают на подобных мероприятиях. Литераторам вручали премию, диплом и традиционный приз «Знамени» – сувенирную собачку, модель которой на этот раз придумала Ольга Федосеева.
За постоянное и плодотворное сотрудничество с журналом орденами «Знамени» были отмечены критик из Саратова Сергей Боровиков и московский писатель Владимир Шаров. Последний, чьи произведения всегда полны мистики и фантазии, по свидетельству Сергея Чупринина, сдает в печать свой только что написанный роман в «Знамя», а потом на четыре года отовсюду исчезает, чтобы появиться в дверях журнала с новой «нетленкой».
Об одной из премий 2013 года вкратце рассказал вручавший ее министр экономического развития РФ и автор «Знамени» Алексей Улюкаев. Оказывается, несколько списков кандидатур были им отринуты, и наконец в конце года, в последних выпусках журнала (№ 11–12) появилась публикация Александра Подрабинека «Диссиденты». И все встало на свои места… Вышедший за наградой лауреат, прежде чем говорить серьезно, сначала искусно поведал свою историю взаимоотношений со словом «присудить» и объяснил причину, отчего он на нем спотыкается: «…раньше за книги мне присуждали вовсе не премии. За свою первую книгу, изданную за рубежом, я получил пять лет ссылки. Черновики второй книги – это был сборник воспоминаний заключенных – были изъяты на обысках, и не осталось ни одного экземпляра. Когда я уже снова сидел, рукопись третьей была сожжена из лучших побуждений в ожидании обыска, чтобы мне не добавился еще один эпизод обвинения. За четвертую, которая была всего-навсего переводом первой книги на английский, я получил еще три с половиной года лагеря. И вот наконец за эту книгу, опубликованную в журнале «Знамя» я получил гонорар, а теперь еще и премию».
Премию «Глобус», назначенную ВГБИЛ, в помещении которой проходила церемония, Максиму Амелину преподнесла директор библиотеки Екатерина Гениева за путевые заметки «В декабре на Капри».
За повесть «Архитектор и монах» премию доктора Аугусто Лопес-Клароса вручил Денису Драгунскому сам Лопес-Кларос. И вновь публика смеялась от души на протяжении всех «Трех тысяч знаков, не считая названия» – речи-откровения лауреата, подготовленной им специально для церемонии о его творческих мучениях, причинах и следствиях. «Судите сами, – взывал к собравшимся прототип «Денискиных рассказов», – легко ли было мне, автору более 700 острофабульных рассказов, каждый из которых занимает не более трех, а чаще две странички, легко ли было мне написать целых 11 листов текста про одно и то же? Единственная радость была, когда мне велели его сократить до девяти листов. Но радость была какая-то куцая, ибо я с удовольствием сократил бы его до своего привычного, фирменного объема – 3000 знаков, включая пробелы».
Лауреатом постоянной премии «Дебют» стал Алексей Конаков за публикации 2013 года – «Хорошо конспирированный кумир» и «Чтение медленное и не очень». В своей благодарственной речи лауреат приоткрыл завесу тайны творчества, поведал о том, что ему «поэзия коммунальных кухонь и хрущевских малосемеек, картофельных очисток и рыбных салатов, быстрых маргиналий и повседневных домоседств и до сих пор представляется исполненной живого очарования».
Премию, назначенную Советом по внешней и оборонной политике, его президент Сергей Караганов вручил Олесе Николаевой за цикл стихотворений «Читается нараспашку и на лету». Также премии журнала «Знамя» был удостоен Игорь Голомшток за «Воспоминания старого пессимиста» и «Эмиграцию».