Игорь Сид и Сузанна Франк обсуждают маршрут новой «экспедиции в океане смыслов». Фото автора
По приглашению Университета Гумбольдта в столице Германии состоялась презентация антологии «Введение в геопоэтику». Аудитория Института славистики была полна до отказа, опоздавшим пришлось слушать стоя. Немецким интеллектуалам был представлен сборник, подытоживающий двадцатилетнюю коллективную работу по научному осмыслению геопоэтических феноменов – разнообразных способов интеллектуального взаимодействия человека с его ландшафтно-территориальной средой.
Берлин сегодня наряду с российской Пермью – мировой центр научной геопоэтики. Модератор встречи, профессор Института славистики Сузанна Франк представила публике составителя сборника Игоря Сида, рассказав о его передовых геопоэтических арт-проектах и научных исследованиях. Лекция Сида об истории геопоэтики, о «мифопоэтической революции», пробуждающей в современном сознании элементы архаического мифа, и о необходимости создания теории путешествий стала центральной частью программы вечера.
В стремительно глобализующемся мире, с его растущими антропотоками, важнейшим фактором межкультурного взаимодействия становятся путешествия и туризм. Но отсутствие – даже в XXI веке! – научной дисциплины, исследующей путешествие как антропологический феномен, мешает осмыслению и прогнозированию этих тенденций.
Более 30 авторов антологии – ученые и писатели из России, Украины, Австралии, Австрии, Великобритании, Китая, Франции, ФРГ, Эфиопии – подходят к геопоэтике абсолютно по-разному, из разных практических ракурсов и с разных теоретических позиций. «Коллективность» геопоэтических исследований – вещь, конечно, относительная, недаром книга носит подзаголовок «Одиночные экспедиции в океане смыслов». Так, участники группы «Путевой журнал», занимавшиеся геопоэтикой в 1990-х, постепенно покидали диалоговое пространство, двигаясь в разных направлениях и изобретая собственную лексику: «метагеография» (Дмитрий Замятин), «географика» (Андрей Балдин), «метафизическое краеведение» (Рустам Рахматуллин)… Геопоэтика же осталась родовым понятием, «зонтичным брендом» для всех этих увлекательных занятий.
Сборник вышел в издательстве «Арт Хаус медиа», первым заявившим геопоэтику в числе своих приоритетов. Именно оно выпустило, например, монографию Элеоноры Шафранской «Ташкентский текст в русской культуре», антологию стихов об Одессе, экспериментальный «пограничный» поэтический сборник «Кордон».
А всю обобщающую и аналитическую работу проделал составитель «Введения в геопоэтику» Игорь Сид, в миру редактор сайта МГИМО Игорь Сидоренко, когда-то окончивший биофак и спецкурс пилотов батискафа, изведавший в экспедициях Африку, а в кризисные годы работавший экскурсоводом по Мадагаскару – автор концепции путешествия как ключевой ментальной матрицы, то есть фундаментального, основополагающего феномена человеческой жизни. Завершая встречу, Сид заявил, что величайшим социокультурным явлением современности, дающим надежды на лучшее будущее, он считает новый антропоток, противонаправленный трудовым миграциям с бедного планетарного Юга на благополучный Север – а именно дауншифтинг.