Юбиляр Ваграм Кеворков. Фото Нины Красновой
Есть писатели, которые рано начали писать и успели написать всё лучшее до 40 лет, например Чехов или Гоголь. А есть те, кто создал свои главные произведения после 60–70, например Аксаков. Из писателей нашего времени к этой категории принадлежит Ваграм Кеворков. Он долго работал режиссером, артистом эстрады, конферансье, организатором и ведущим концертов, диктором телевидения, накапливая в себе материал для творчества, а книги стал писать в зрелом возрасте и выпустил уже четыре.
На днях в ЦДЛ состоялся авторский вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Ваграма Кеворкова. Пришли его друзья поздравить юбиляра с новой книгой – «Гул далеких лавин». Писатель Юрий Кувалдин, он же ведущий вечера, рассказал о том, как Ваграм в 2005 году пришел к нему в редакцию журнала «Наша улица». «Он пишет от руки, я представляю, как он сидит в халате и в колпаке, за столом, держит в руке гусиное перо и макает его в бронзовую чернильницу. Но вообще пишем-то мы не рукой, не машинкой, не компьютером, а головой». Писатель Андрей Яхонтов сказал: «Редко встретишь такого хорошего писателя. Его рассказ «Эликсир жизни» – это, может быть, самый лучший рассказ, который перекроет и Мопассана, и все эротические и порнографические фильмы, вместе взятые. Героиня «Эликсира» ненасытна к жизни и ненасытна к мужчинам, характер потрясающий совершенно!» Поэтесса Вероника Долина сказала, что когда-то была в Пятигорске, где родился и учился Ваграм, и что это очень нетривиальный город с очень нетривиальными людьми, и что она понимает, откуда у Ваграма Кеворкова берутся такие интересные сюжеты. Она сказала, что тоже не живет без сюжетов, и, аккомпанируя на гитаре, спела несколько песен: «Эта книга пропахла твоим табаком», «К китайской кухне», «Песня свечи», «Сретенка» и т.д. Поэтесса Нина Краснова сказала: «Любви все возрасты покорны». Оказывается, и творчеству – тоже. «Земную жизнь пройдя до половины», Ваграм Кеворков увидел, что жизнь куда-то «исчезает, тает», и ему захотелось зафиксировать ее на бумаге, чтобы она не пропала. Критик Александр Люсый сказал: «Каждый рассказ Ваграма Кеворкова – это мини-роман, в котором чувствуется какой-то гул далеких лавин. Литератор Наталья Румарчук остановилась на рассказе Ваграма Кеворкова «Цирк»: «Я назвала бы этот рассказ притчей и стихотворением в прозе, я понимаю его так: вся наша жизнь – цирк и представление». Прозаик и библиограф Маргарита Прошина заявила: «Проза Ваграма Кеворкова представляется мне переполненной через край чашей жизни». Поэтесса Людмила Осокина поделилась: «Первое впечатление от рассказов Ваграма Кеворкова это шок, необычные ситуации, они сразу запоминаются, западают в душу, они кинематографичны». Поэт Вячеслав Куприянов заметил: «У Кеворкова есть рассказы, которые вызывают много ассоциаций». Друг детства Ваграма Кеворкова Василий Гапоненко, который был представителем СССР в ЮНЕСКО, работал при ООН, сказал: «Проза Ваграма имеет глубокое органное звучание. Молодежь, которая мало знает о советском периоде истории, узнает все из книг Ваграма. У него прекрасно описаны рабочие будни, командировки телевизионников, музыкантов, артистов. У него юмор переплетается с трагизмом, и это дает очень глубокую пищу для сердца и для ума!»
Выступил и сам Ваграм Кеворков, он рассказал веселые истории из своей жизни. Например, о том, как он работал в редакции обмена телепрограммами с зарубежными странами и как мы предлагали им речь Брежнева, а они нам в обмен на нее – стриптиз.