0
2040
Газета Факты, события Интернет-версия

21.11.2013 00:01:00

Четыре шага, но не до смерти, а в музей

Тэги: сеславинский, сурков, архив, музей


сеславинский, сурков, архив, музей Дмитрий Бак принимает от Михаила Сеславинского архив Алексея Суркова. Фото Анфисы Храмовой

На прошлой неделе руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель Национального союза библиофилов и просто большой книголюб Михаил Сеславинский собрал таких же неравнодушных к книге людей в здании Роспечати на Литературную гостиную. Поводом для встречи стала передача архивных материалов поэта и журналиста Алексея Суркова в Государственный литературный музей.

Открывая вечер, Михаил Сеславинский поблагодарил всех пришедших поддержать его в этот «скорбный день» – день расставания с архивом Суркова. Присутствующие узнали, что собрание это, упакованное в три огромные коробки, весит 49,5 кг. Приобрел его Михаил Вадимович в антикварном отделе магазина «Москва», что на Тверской. Оказывается, наиболее ценные рукописи из архива каким-то загадочным образом были реализованы отдельно, а желающих приобрести десятки килограммов писательских писем, заявлений, служебных записок, отчетов и просто доносов и кляуз было немного. Поэтому архив Суркова достался Михаилу Сеславинскому сравнительно с подобными собраниями недорого… Кстати, работников этого отдела, присутствовавших в зале, Сеславинский поздравил с юбилеем магазина.

Алексей Александрович Сурков (1899–1983) – фигура, долгие годы игравшая ключевую роль в литературном процессе Советского Союза. В 1920–1930-е годы он был делегатом съездов пролетарских писателей, а затем стал одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей. В военные годы – корреспондент газет «Красноармейская правда», «Красная звезда», «Боевой натиск». С 1945-го в разные годы занимал должности ответственного редактора журнала «Огонек», ректора Литературного института имени Максима Горького. Кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, с 1949 года – заместитель генерального секретаря, в 1953–1959 годах – первый секретарь Союза писателей СССР. При этом Сурков – автор стихов для целого ряда военных песен, среди которых «Марш защитников Москвы», «Конармейская» («По военной дороге/ Шел в борьбе и тревоге/ Боевой восемнадцатый год») и пронзительная «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь…»).

Алексей Сурков старательно хранил все свои документы – каждую незначительную бумажку, пришедшую к нему как к влиятельнейшему чиновнику. Кто-то просил похлопотать о квартире, кто-то – о заграничной поездке, кто-то надеялся на помощь в получении кормов для скота…

Процесс прощания с архивом Михаил Сеславинский срежиссировал как хороший спектакль. Он заранее договорился со своими друзьями из разных сфер и предложил прочитать что-то из бумаг Суркова – каждому по его теме.

Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала Russia Today и молодая мама, прочитала жалобу, присланную Суркову некой дамой, на кого-то из писателей, растлившего ее 19-летнюю дочь. Генеральному директору телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой также подобрали письмо на женскую тему.

Чрезвычайный и полномочный посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации и певец Полад Бюльбюль оглы зачитал очерк друга советского народа, турецкого поэта Назыма Хикмета о его поездке в Баку. Соответствующие занимаемым должностям бумаги достались члену комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Наталии Дементьевой и заместителю генерального прокурора РФ Александру Звягинцеву. Глава Роскомнадзора Александр Жаров лично прийти не смог, но прислал видеозапись, на которой зачитал две записки, связанные с его тезкой, – поэтом Александром Жаровым.

Завершился вечер пламенной речью поэта, прозаика и публициста Дмитрия Быкова. Он убежденно заявил, что Алексей Сурков – плохой поэт. Что он травил Ахматову и Цветаеву. Но в историю литературы он вошел хотя бы одним текстом – «Землянкой». В 1941 году, будучи военным корреспондентом, Сурков попал в окружение возле подмосковной Истры. Солдаты его буквально на руках вынесли из снегов, в которые поэт проваливался по пояс. «Землянка» писалась под артобстрелом, в избу, где находился Сурков, в любой момент мог попасть снаряд, и помощь пришла, когда ее уже не ждали. Эти самые «до смерти четыре шага» поэт-функционер прочувствовал всем сердцем. И поэтическое возобладало в нем…

Потом же Михаил Сеславинский попросил выйти на середину зала поэта, литературоведа, директора Государственного литературного музея Дмитрия Бака. И торжественно выкатил тележку с архивными коробками. Прощание состоялось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
890
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
772
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1284
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
636

Другие новости