Русский поэт из Ташкента Вадим Муратханов. Фото автора
В литературном клубе «Классики XXI века» прошел вечер Вадима Муратханова. Поэт представил свою новую книгу «Узбекские слова».
Главный редактор издательства «Галарт», искусствовед Юрий Подпоренко, имеющий, как и виновник торжества, ташкентское прошлое, сказал, открывая вечер, что Муратханов – это человек, наделенный даром превращать банальное в вечное. Жизнь в инокультурной среде, продолжил Подпоренко, требует особых качеств, которые не нужны российским людям. Но именно эти качества усилили дар поэта. Каждая строка в его книге понуждает читателя к серьезной работе. Лучшим подтверждением этих слов стали стихи, которые читал Муратханов: «Не догонит и хватку ослабит/ разноцветный московский острог./ Распадается поезд-анапест/ на вагоны случайные строк».
Выступивший далее Алексей Алехин отметил, что вышедшая книга обозначает определенный перелом в творчестве поэта. Его стихи всегда были написаны хорошо и точно, но теперь произошло их уплотнение, ушли красоты, гладкость, доставшаяся в наследство просодия. Осталась поэтическая суть. В начале 90-х годов, поделился воспоминаниями Алехин, было ожидание, что на просторах бывших советских республик появится другая русскоязычная поэзия. Этого не произошло. Но поэты, приехавшие оттуда в Россию, принесли с собой свою биографию и чувство родины, которые повлияли на их язык.
Своеобразная краткая форма стиха, возникшая в творчестве Муратханова, наиболее ярко оказалась воплощена в цикле, который дал название всей книге. Драматические в своей обыденности ситуации разрешаются в нем неожиданными выходами в метафизическое пространство: «Толстая гармошка,/ свернувшаяся до потолка,/ научи меня небу./ Подними меня выше крыши,/ выше груши, урюка и одноглазой телевышки,/ откуда можно всех пересчитать».
Соратник Муратханова по ташкентской поэтической школе Санжар Янышев говорил о том, что для работы над стихами и над переводами нужны два противоположных качества: способность быть самостоятельной единицей в первом случае, особая открытость и восприимчивость – во втором. Сочетаться же в человеке эти качества начинают с наступлением зрелости. По мнению Янышева, такая зрелость присутствовала у Муратханова изначально.
Переводы составили вторую половину книги. В поле зрения Муратханова попали такие авторы, как Абдулла Арипов, Алиджан Сафаров, Турсунбай Адабашев и др.
В завершение вечера выступила Галина Климова. Она обратила внимание на изменения в поэзии Муратханова, которая стала сложнее и тоньше, приобретя вместе с тем немногословность. «Сознательно прозаизируя стих, – подвела итог Климова, – автор приближает его к своей собственной речи. В этой естественности – главное достоинство поэзии Муратханова».