На днях состоялась пресс-конференция, посвященная проведению тринадцатой Независимой литературной премии «Дебют». На ней члены жюри поделились своими впечатлениями от работ, присланных молодыми (не старше 35 лет) авторами, а также рассказали об особенностях и открытиях этого года. Одна из традиций премии – сменяемость жюри. Одна из причин данного шага выражена во мнении Олега Богаева, который вошел в жюри 2013 года вместе с Дмитрием Веденяпиным, Дмитрием Глуховским, Павлом Крючковым, Романом Сенчиным и Павлом Санаевым в качестве председателя. Богаев отметил, что отбор 100 рукописей для «длинного списка», который в ноябре будет сокращен до «короткого списка», во многом субъективен. Другими словами, большое значение имеет отношение конкретного эксперта к конкретной работе – понравится ли произведение лично ему. Но это отнюдь не означает, что он будет продвигать определенных авторов из-за личной приязни. Наоборот, по признанию самих литераторов, они не раз собственноручно вычеркивали имя симпатичного им автора из списка ради шанса новичкам. Это стало одной из концепций премии «Дебют» 2013 года – предпочтение новым именам.
Директор премии Ольга Славникова подметила, что только координатор видит картину целиком, в то время как работа экспертов похожа на сюжет сказки, где «слепые ощупывают слона», поскольку каждый из членов жюри читает рукописи на свою тему.
Возвращаясь к характерным чертам этого года, нужно отметить высокую конкуренцию в номинации «Малая проза». 2013 год стал годом рассказа, в том числе и в фантастике. Тем не менее это не значит, что в других номинациях полный штиль. По словам жюри, в этом году было прислано несколько десятков тысяч работ. Безусловно, подавляющее большинство из них далеки от идеала, но важен сам факт того, что существуют несколько десятков тысяч русскоязычных молодых людей, которые стараются реализовать себя в литературе, создавать что-то новое. Большая часть работ прислана из провинции и СНГ. Это поспособствовало возрождению темы «глубинки», «деревни».
Говоря о темах присланных произведений, невозможно не затронуть отражение политики. Замечена тенденция: чем более революционен автор в идеях и призывах, тем более он консервативен в отношении стиля. Неопостмодернизм не похож на настроения в литературе начала XX века, когда авторы создавали новые темы и новые методы ради идеи нового мира. Сегодня протест идет не ради будущего мироустройства, но против существующих проблем.
В конце пресс-конференции члены жюри поговорили о профессиях писателя и поэта, о их трудностях и особенностях. Например, прозаик должен знать множество вещей о теме, на которую он собрался писать, должен практически овладеть новой профессией. Поэт же должен чувствовать время, учитывать то, что происходит сейчас.