Аудитория вся во внимании – сейчас будет анекдот. Фото Вадима Лурье
Издательство ОГИ совместно с Центром Мейерхольда провели презентацию книг, посвященных современной городской культуре: «Фетиш и табу: антропология денег в России» (составители Александра Архипова и Якоб Фрухтманн) и «Штирлиц шел по коридору: как мы придумываем анекдоты» Александры Архиповой. Презентация вписалась в конференцию «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве», организованную Центром типологии и семиотики фольклора (ЦТСФ) РГГУ.
Антрополог Александра Архипова, по метафорическому определению ведущей вечера, литературного критика Галины Юзефович, приходится матерью книге о Штирлице, а сборнику статей про деньги – строгой воспитательницей, потому что исполняла роль редактора, составителя и «мотора» этого проекта. Также на вечере можно было увидеть составленный Александрой сборник статей «Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве», еще раз показывающий, что не все то, что понимается как рациональное, обходится без мифологизации.
Основатель ЦТСФ РГГУ, создатель термина «постфольклор» профессор Сергей Неклюдов рассказал, что в основе книги о Штирлице лежит диссертация Архиповой: «Не скомпрометировав себя от лежания, она оказалась абсолютно адекватной, достойной и цельной книгой. Не так много диссертаций, которые следовало бы издавать через десять лет после того, как их защитили».
Анатомия анекдота вообще и в частности анекдота кинотелезависимого (который формируется в качестве ответа на кино) стала предметом фольклористики недавно, однако неизменно привлекает внимание, не только специалистов. В книге много любопытной статистики. Например, пародирование речи Капеляна в анекдотах про Штирлица оказывается важнее следования общему канону составления анекдота. Большинство анекдотов начинается с глагола (прибегает Пятачок к Винни-Пуху…), а анекдоты про Штирлица – ориентируясь на фильм – начинаются с закадрового голоса.
Михаил Алексеевский, заведующий отделом современного фольклора Государственного республиканского центра русского фольклора и составитель сборника «Интернет и фольклор», показал, как Штирлиц попал на просторы Интернета и что с ним там произошло. Демотиваторы и интернет-мемы под строгим взглядом специалистов тем не менее исполнили и свое прямое назначение – быть смешными и объединять зрителей.
Книга «Фетиш и табу» посвящена теме денег в фольклоре. Александра Архипова в ироничной манере рассказала: «Мы пришли к иностранным ученым. Антропология денег? Прекрасно, великолепно. Но за год провести исследование невозможно. Мы пошли к русским ученым. За год? Легко. Но что такое антропология денег, мы первый раз слышим. Займитесь лучше былинами. Тогда я обратилась ко всем известным мне ученым: давайте искать антропологию денег. В России. И ее обнаружили. До этого считалось, что такого предмета для исследования не существует. Деньги есть деньги, мы ими платим, нам плохо, когда их не хватает, и собственно все. Но оказалось, что существует огромное количество магических практик, связанных с деньгами…» Оказывается, деньги варят в молоке, чтобы они были, обращаются с христианскими моленьями к статуе Будды, кладут в кошелек доллар, а если нет доллара, то хотя бы его изображение, показывают деньги растущей луне и т.д. Существуют денежное дерево и денежная жаба, кошелечная мышь и специальный денежный домовой. В русском фольклоре множество культурных смыслов, придаваемых деньгам, и в былинах в том числе (статья специалиста по эпосу Никиты Петрова).
В конце вечера один из авторов сборника, главный редактор журнала «Живая старина» Ольга Белова с улыбкой пожелала всем девушкам умываться с серебра и потому быть всегда красивыми и, главное, – никогда не смотреть деньги во сне. А авторы сборника Михаил Алексеевский и Дмитрий Громов подарили Александре Архиповой привезенную из экспедиций монету-талисман со словами: «Мы надеемся, что эта монета станет символическим капиталом, из которого прорастет если не денежное дерево, то вторая книжка».
Исследования Александры Архиповой и Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ показывают, что наука может быть веселой и при этом оставаться наукой в строгом смысле слова. Что антропология – это про мир вокруг нас, сегодня и здесь.