Без хвоста, зато с цветком.
Русалка под британским флагом. Рис. Иосифа Бродского. Предоставлен ГЦСИ
В любом творчестве – народном ли, авторском ли – художественный образ частенько стоит рядом с поэтическим словом. Взять для начала фольклорную картинку – лубок, где мужики, бабы, медведи и скоморохи сопровождались забавным, остроумным текстом (сегодня, кстати, в роли такого лубка с успехом выступает комикс). Такую взаимосвязь, безусловно, иллюстрировало искусство политического плаката, наиболее ярко проявившееся в Окнах РОСТА. Совсем другие грани этого явления мы видим в творчестве Максимилиана Волошина, который развивал традицию, уходящую корнями в японскую пейзажную гравюру: свои коктебельские картины он частенько подписывал стихотворными строками. Не забудем, конечно, дневниковый жанр шутливого дружеского шаржа, который развивался еще с салонных альбомов и с успехом продолжился в XX веке в той же знаменитой «Чукоккале».
То есть не сказать, чтобы всегда, но довольно часто литературный дар соседствует с художественным, в чем нам и позволяет убедиться выставка «Рисунки поэтов», организованная Государственным центром современного искусства в сотрудничестве с ГЛМ в особняке Ильи Остроухова. Это 250 рисунков русских поэтов, начиная с Владимира Маяковского и Давида Бурлюка и заканчивая современными поэтами Андреем Родионовым и Глебом Шульпяковым. Выставка эта интересна плотностью и, если так можно выразиться, документальностью материала. Рядом с акварельными и графическими портретами Лили Брик пера Давида Бурлюка (где она выглядит милейшим ангелом) или, скажем, Велимира Хлебникова работы Маяковского, а также эскизами костюмов и декораций поэта к пьесе «Мистерия-буфф» можно видеть смешные тетрадные зарисовки Семена Кирсанова («Красноармеец»), а также шутливую влюбленную переписку командора с Лилей Брик: послания «кисе» от «счена».
В следующем зале – томительная прелесть неярких киммерийских ландшафтов Волошина («Как быстро осенью трава холмов провяла,/ Под влажною стопой,/ О, эти облака с отливами опала/ В оправе золотой») сочетается с гротесковой, фантасмагорийной живописью Андрея Белого – иллюстрациями к романам «Маски» и «Петербург», где в черном провале окна маячат по-гойевски жуткие, будто вырезанные из бумаги, фигуры отца и сына Аблеуховых. Здесь же вновь набор дружеских рисунков, где трогателен «Сергунька [Есенин] в Дунькином платке» Сергея Городецкого, а еще поражают странные насекомо-этнографичные рисунки Валерия Брюсова. Впрочем, одними из самых «вкусных» экспонатов стали рисунки Иосифа Бродского из архива поэта Евгения Рейна, где стихи иллюстрированы черными чернилами и шариковой ручкой. Среди персонажей поражает обилие котов (есть ростральный кот и кот с якорем на хвосте), а особенно забавны муза Эфтерпа и русалка в лодке под британским флагом (правда, без русалочьего хвоста, в чем мы можем уследить авторскую неточность).
В общем, благодаря отсутствию жесткого концепта компания подобралась пестрая. Импрессионизм Леонида Губанова, социальный сюр Владимира Ковенацкого, мрачный бытовой колорит Яна Сатуновского, графика и коллажи Алексея Хвостенко, акционизм Генриха Сапгира (рубашка «Дух» и рубашка «Тело») и Александра Пригова («Гласность»), грустный «Автопортрет» Татьяны Бек, полуабстрактные вышивки Линор Горалик, цикл Эдуарда Лимонова «Иллюстрации к священным монстрам» (Че Гевара, Гитлер и Мисима), изящные пейзажи тушью Глеба Шульпякова и китчевый плакат Андрея Родионова. Подобные выставки можно считать ниточками, скрепляющими «связь времен», особенно потому, что они, как ныне говорят, – интерактивны. Вот, скажем, 3 сентября на выставке пройдет поэтический вечер Евгения Рейна, который пообещал подарить музею портрет Иосифа Бродского.