0
2865
Газета Факты, события Интернет-версия

22.08.2013 00:01:00

Архаичный авангард

Тэги: импровизация, авангард, фестиваль, москва


импровизация, авангард, фестиваль, москва Аркадий Штыпель в вихре нот и звуков. Фото автора

В начале августа эстеты в течение пяти дней наслаждались художественным царапаньем стула по полу, бульканьем воды, пилением пластмассовой расческой по скрипичным струнам и другими приемами авангарда на фестивале современного джаза и новой импровизации «Лео Рекордс» в Москве. Однако авангард – это поиск не только за пределами ограниченности своего инструмента или музыкальной формы, но и за пределами вида искусства. Этим с увлечением занимается один из коллективов, приехавших на фестиваль из Иркутска, – «Квадриптих Евгения Маслобоева». На их концертах танцуют балет, варят чай, а художники пишут этим же чаем картины. А в июле на байкальском поэтическом фестивале музыканты сопровождали импровизацией чтение стихов. В Сети можно найти записи с выступлением Леты Югай и другими поэтами. Вдохновленные этим опытом, музыканты провели на днях похожее мероприятие в Москве. Здесь авангард звучал под тексты Федора Сваровского, Марии Галиной и Аркадия Штыпеля.
Чтобы представить себе музыку «Квадриптиха Маслобоева», надо попытаться услышать протяжную русскую песню за звуками пурги, плеска воды и горного эха. Обычно авангардная музыка звучит урбанистично, будто порождена уставшим в городской среде сознанием, которое ищет новых форм самовыражения, искажая привычное звучание музыкальных и немузыкальных предметов. Однако сибирский коллектив заметно отличается направлением творческого поиска: он отталкивается от архаики, а точнее – от песенной русской традиции. Тон звучанию задает голос Анастасии Маслобоевой, хрупкой девушки с эльфийской внешностью. Она живет в городе Железногорск-Илимский, это двадцать часов от Иркутска, тайга, морозы и сопки. Народному вокалу, по ее собственным словам, она не училась. Видимо, сама жизнь в глубинке дает тот аутентичный оттенок пению, которого обычно приходится добиваться годами. О том, есть ли возможность для творческой реализации в родном городе, она не задумывается, но и столичная жизнь ее не прельщает. Настя создает впечатление гармоничного человека и привносит это начало в странную музыку, которую делает ее отец.
Евгений Маслобоев, барабанщик, способный извлечь музыку даже из мокрого рукомойника, уже давно увлечен авангардом. Он тоже живет не в большом городе, а в поселке, что не мешает ему прекрасно разбираться в передовой музыке и быть ее частью: год назад в Москве он с дочерью записал альбом совместно с ведущими музыкантами – Сергеем Старостиным, Алексеем Кругловым и Аркадием Шилклопером. В этот раз на гастроли к дуэту присоединились Владимир Марков, варганист, освоивший также премудрости игры на водопроводном шланге, и Николай Легейдо, укротитель звуковых синусоид на архаичного вида синтезаторе.
Под звуки такой музыки и читали свои стихи московские поэты. Это была полная импровизация: с музыкантами они встретились впервые, репетиций не было. Музыка рождалась непосредственно в момент звучания текста. Но она не создавала фон, а расширяла словесное пространство: холодный блеск льда, лунный пейзаж, зеленая вода и русалки, – образы перетекали из текста в звук и обратно, дополняя друг друга. Текст с его смыслами в какой-то момент становился неотделим от музыки с ее семантикой. Варганный бой, медитативный перебор цитры, чистый девичий голос и электронный эмбиент, – все вместе создавало трансовую атмосферу, напоминавшую о том, что поэзия родилась из пифийского бормотания, и в такой форме подачи заложен не столько передовой авангард, а скорее напротив – возврат к изначальному, архаичному, синкретическому восприятию искусства, когда поэзия была музыкой, а музыку люди умели услышать во всем, что звучит.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
744
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
824
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
1042
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
846

Другие новости