Таганка помнит Высоцкого. Фото автора
На Большой сцене Таганки в день памяти Владимира Высоцкого при полном аншлаге прошел спектакль «Я, Высоцкий Владимир…» – по мотивам книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет», а также по мотивам произведений самого Высоцкого. Автор этого литературно-музыкального проекта – Валерий Золотухин, а артисты, которые реализовали этот проект, ближайшие его друзья – Валерий Черняев и Любовь Чиркова, оба заслуженные артисты России. Они воссоздали на сцене историю любви Высоцкого и Влади, причем показали в основном светлую, романтическую сторону их отношений, опустив «неприглядную изнанку жизни». Любовь Чиркова, которая, кстати сказать, и сама чем-то – и не только внешностью, и не только светлыми волосами – напоминает свою героиню, читала отрывки из книги Влади, а Валерий Черняев читал стихи Высоцкого и пел его песни под гитару и под «минусовки»: «Да, у меня француженка жена,/ Но русского она происхожденья», «Куда мне до нее – она была в Париже./ И сам Марсель Марсо ей чтой-то говорил…»
«Меня поражает твоя сила, твой голос… А еще то, что ты поешь для меня одной», – говорила Влади Высоцкому в своих воспоминаниях. А еще ее поражали его «энергия» и «темперамент».
«Описать в нескольких строках сложную личность Владимира Высоцкого», «рассказать о тысячах граней этого человека» нельзя, считала Влади, и поэтому она написала о нем книгу, погружаясь в свои воспоминания, в его произведения и заново открывая его для себя и понимая, что даже «недостатки Высоцкого были его достоинствами». Потому что без них не было бы его стихов и песен, его творчества, его искусства, такого, какое мы знаем и какое нам дорого. «На ослабленном нерве» он не зазвучал бы.
«Когда я отпою и отыграю,/ Чем кончу я, на чем – не угадать./ И лишь одно наверняка я знаю –/ Мне будет не хотеться умирать». Валерий Черняев когда-то подменял Высоцкого в спектаклях на Таганке, когда тот по каким-то причинам не мог играть. К примеру, в спектакле «10 дней, которые потрясли мир» Черняев пел за Высоцкого песню «В куски развалилась корона…», а в «Пугачеве» читал монолог Хлопуши. Песню про корону Черняев предварил веселым сюжетом о том, как он когда-то совсем молодым артистом дебютировал с ней на Таганке, а слова от волнения забыл, и Золотухин с компанией старались выручить его и подпевали.
Спектакль «Я, Высоцкий Владимир…» шел два часа, без антракта, но Валерий Чернов и Любовь Чиркова так держали зал, что никто из зрителей не заметил, как пролетело время. В атмосфере зала, чувствовалось реальное присутствие Высоцкого и Влади, и казалось, что дух поэта вселился в Черняева, а дух французской актрисы – в Чиркову. Настолько они оба были идентичны своим героям.
Валерий Черняев исполнил около 30 стихов и песен Высоцкого, среди которых «Цыганская», «Я бодрствую…», «Большой Каретный», «Часто я смотрю на звезды…», «Лирическая», «Дом хрустальный…», «Банька по-черному», «Баллада о любви», «Эта ночь для меня вне закона…», «Кони привередливые», «Корабли постоят», «Москва–Одесса», «Песня о друге»… А еще – песня «Только он не вернулся из боя». Про нее Валерий Черняев, тезка Золотухина, сказал: «Я и раньше пел ее, но как-то так, считал, что она о войне, о том о сем, о чем-то таком отвлеченном, и она как-то не очень касалась меня, а сейчас я пою ее, и мне кажется, что она – о нас с Валерием Золотухиным, с которым мы в течение последних десяти лет были особенно близки, и я пою ее о нас. «Почему все не так? Вроде все, как всегда,/ То же небо опять голубое,/ Тот же лес, тот же воздух и та же вода,/ Только он не вернулся из боя./ Мне теперь не понять, кто же прав был из нас/ В наших спорах без сна и покоя./ Мне не стало хватать его только сейчас,/ Когда он не вернулся из боя».
Про спектакль «Я, Высоцкий Владимир…» летописец Таганки Валерий Золотухин когда-то написал, что это – «лучший спектакль по Владимиру и Влади» и что это, как выразился бы Николай Эрдман, самый дорогой венок на могилу великого поэта и нашего современника Владимира Высоцкого. В чем и убедились зрители, которые увидели и услышали этот спектакль в день, который стал и днем памяти Высоцкого, и днем памяти Золотухина – двух друзей, которые теперь, через 33 года, встретились в Вечности, в Царствии Небесном, на «нейтральной полосе».