Александр Золотько рассказывает о своей Анне Карениной.
Фото Марии Денисовой
В магазине-клубе «Гиперион» харьковчанин Александр Золотько представил свою книгу «Анна Каренина-2». Книга вовсе не является вульгарным сиквелом вроде беспрецедентного по дерзости произведения «Пьер и Наташа», это скорее расширительное толкование образа Анны. Во время пресс-конференции Александр Золотько попытался сразу отмести упреки в надуманности. То, что на первый взгляд кажется нелепой выдумкой, очень часто оказывается истиной. Он напомнил, что в фильме «Обитаемый остров» по книге братьев Стругацких многих смутил танк розового цвета – сколько смеха было в блогах! Но известен факт: во время Второй мировой англичане установили, что максимально незаметная в пустыне окраска техники – розовая. Сухопутные генералы и флот отказались, а силы специального назначения, коммандос, эффективно действовали на джипах, окрашенных этаким полупристойным образом. «Все, что пишет ответственный фантаст, – обоснованно», – сказал автор.
«При чем тут танк?!» – скажете вы. Между тем этот образ не так уж и далек от содержания книги Александра Золотько. «Анна Каренина-2», конечно, не является фантастикой, в ней налицо отображение интертекстуальности классического постмодернизма. В начале повествования один из героев, «встав в драматическую позу, цитирует первые строки «Анны Карениной» Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга…» Другой герой подхватывает, выдавая вторую часть изречения о том, что несчастны – каждая по-свойму. У Льва Толстого, впрочем, есть моменты, которые могут подтолкнуть на такого рода восприятие и даже цитирование, вспомним сон Стивы Облонского из первой же главы: обед в Дармштадте, и при этом в Америке, поющие стеклянные столы, графинчики, оборачивающиеся маленькими женщинами…
Новая Анна Александра Золотько словно сама ведет автора, заставляя его взаимодействовать с героями Достоевского, например, с «Питерским дровосеком», – «отпущенный с каторги за примерное поведение, Родион Романович Раскольников приехал в Симбирск, обнаружив, что… благодаря книге господина Достоевского пользуется слишком уж большой популярностью». А еще с Шерлоком Холмсом и непременным доктором Ватсоном и много с кем еще. Лев Толстой говорит у него с вымышленным читателем, Каренин предстает в мистическом аспекте… Особую атмосферу придают книге изысканное оформление и стильный дизайн Рихарда Остроумова. Он тоже присутствовал на встрече с читателями.
Анна-2 – дочь Анны Карениной, известным образом погибшей на железнодорожном полотне. Внезапно открывшийся позор влечет ее прочь из дома Карениных, где она воспитывалась, и Анна Вторая пускается в приключения по важным событиям Российской истории. Что же до технических средств, то однажды Анне-2 предлагают нанести тому самому локомотиву, который невольно погубил Анну Каренину – и регистрационные номера совпадают – столько ударов кувалдой, насколько хватит сил, и тем избавиться от паровозофобии. Дело автора – отзываться о классических героях с иронией или нет. Однако ожившие классики Золотого века и их персонажи слишком самостоятельны, а в случае с Достоевским, если вспомнить Бахтина, так и почти абсолютно. Пытаясь поймать экзистенцию, словно бы парящую над текстом, возможно создать отдельный, элитарный мир, автор такого рода текстов все равно находится внутри матрицы. Пребывание в этих двух взаимоискривленных пространствах не является для Александра Золотько мучительным – письмо его гармонично, порой стилистически отточено.
Для автора важно восприятие не критиков, а некоего идеального читателя. «Мне бы хотелось лично пообщаться с ответственным, вдумчивым читателем», – сказал Александр Золотько.
А кому б не хотелось?