В Москве завершился XV симпозиум Международного общества Достоевского (International Dostoevsky Society), впервые проходивший на родине писателя.
Международное общество Достоевского было основано в 1971 году в Бад-Эмсе (ФРГ) эмигрантами из России (Дмитрий Гришин, Надин Натова, Владимир Седуро, князь Алексей Гедройц и др.) и западными славистами с целью объединения усилий по изучению творчества писателя и в качестве некоего противовеса официальному советскому литературоведению. Затем симпозиумы МОД (решено было проводить их раз в три года) проходили в Австрии, Дании, Италии, Франции, Великобритании. Естественно, доступ на них отечественным достоевистам в те годы был невозможен (в Великобританию смог приехать лишь академик Георгий Фридлендер). Но уже в конце 1980-х – начале 1990-х годов наши ученые приняли участие в симпозиумах в Любляне и Осло. А с началом перестройки, после того как было создано российское Общество Достоевского, ставшее частью МОД, ведущие исследователи творчества Достоевского из нашей страны регулярно приезжали на симпозиумы МОД, проходившие в Нью-Йорке, Баден-Бадене, Женеве, Будапеште, Неаполе (место проведения каждого очередного симпозиума определяется на Генеральной ассамблее МОД, проходящей в рамках международной встречи достоевистов). И вот на XIV симпозиуме МОД в Неаполе было принято решение: провести наконец следующий симпозиум в России, в Москве – городе, где Достоевский родился и провел первые 15 лет своей жизни.
В течение пяти дней (8–12 июля) в Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына на пленарном и секционных заседаниях прозвучало более 120 докладов ученых из России, Украины, США, Польши, Италии, Великобритании, Испании, Японии и других стран. Обычно каждый очередной симпозиум МОД посвящен какой-либо главной теме, что не исключает обращения и к другим аспектам достоевистики. Тема нынешнего симпозиума определялась так: «Достоевский и журнализм». Среди наиболее интересных докладов следует отметить: «Достоевский: журнализм как миросозидающий проект» (Игорь Волгин), «Кодекс Достоевского: журнализм как творческая идея писателя» (Владимир Захаров), «Кто же это так смеется над человеком? (Мотив «онтологической насмешки» в творчестве Достоевского)» (Борис Тихомиров), «Типология реализма Достоевского в «большом времени» (Шекспир, Сервантес, Бальзак, Маканин)» (Карен Степанян), «Уникальное коварство черта Ивана Карамазова» (Дебора Мартинсен, США), «Церковь и общество в публицистике Достоевского и Солженицына. Перекличка столетий» (Людмила Сараскина), «Польский поэт в американском университете о русском гении, или Милош и «ересь» Достоевского» (Тадеуш Сухарский, Польша), «Достоевский: одиночество веры» (Кирилл Зенин), «Достоевский и роман-икона» (Эмил Димитров, Болгария), «Дневник писателя» сквозь историософскую призму» (Анастасия Гачева), «Бисмарк в политических взглядах Достоевского и Ницше» (Жорди Морильяс, Испания), «Апулей, Гофман и Достоевский: о системе подтекстов в «Идиоте» (Людмила Федорова, США).
Жаркие споры развернулись в ходе круглого стола на тему: «Достоевский-художник и Достоевский-публицист: тождество, расхождение, противоположность?»
Для участников симпозиума были организованы выставки уникальных документов из архива писателя в Музее-квартире Ф.М. Достоевского, Государственном литературном музее и в Пашковом доме (отдел рукописей Российской государственной библиотеки).
В заключительный день симпозиума была совершена поездка в село Даровое (Московская область, Зарайский район), где находится Музей детства Достоевского (здесь у его родителей было небольшое имение, где семья проводила летние месяцы).
На Генеральной ассамблее новым президентом МОД избран замечательный отечественный достоевист профессор Владимир Захаров. Следующий симпозиум МОД решено провести в Гранаде (Испания).
Симпозиум был проведен при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда и участии Фонда Достоевского, Государственного литературного музея, Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына и Российской государственной библиотеки.