Поэты из Черногории Войислав Караджич и Миладин Йоксимович. Фото Андрея Тарасова
Компания поэтов под предводительством Андрея Коровина посетила XXXII Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове. Этот старейший в России поэтический фестиваль давно вышел за рамки жанра и на протяжении недели представлял публике обширную программу, включавшую литературные семинары, моноспектакль по повести Цветаевой, выступление ансамбля эвритмии, концерты солистов Большого театра и, конечно, стихи, стихи, стихи… Для участия в программе «Вечер современной поэзии в режиме нон-стоп», прошедшей в предпоследний день фестиваля, и отправилась группа поэтов.
Вечер проходил в «Зале под сводами» филиала Музея сестер Цветаевых – музее «101-го километра». Уникальная акустика, прохлада и обстановка создали удивительную атмосферу.
Вечер открыла Светлана Максимова, не только прочитавшая свои стихи, но и исполнившая несколько музыкальных композиций на австралийском инструменте диджериду, чей зычный голос, отдаваясь под сводами зала, вдохнул в вечер невообразимую энергетику, которая так и сохранялась до самого его окончания. Музыка и поэзия, перемежаясь, срастались в единое целое, и уже трудно было определить, где первое, а где второе.
Звенящие, хрустальные стихи лауреата Премии имени Риммы Казаковой Натальи Поляковой сменялись набатом чтения Алексея Лёвшина, который также исполнил пару песен под гитару. У «Домохозяйкиного блюза» дипломанта премии «Московский счет» этого года Ганны Шевченко подхватывала эстафету скрипка Лады Морозовой.
Редактор журнала «Современная поэзия» Андрей Новиков рассказывал о десятилетней истории журнала, о его авторах, о планах на юбилейный сезон, а потом сразил всю женскую аудиторию зала лиричным циклом стихотворений, посвященных своей жене. Итальянская певица, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Моника Санторо, уже не первый раз принимающая участие в фестивале, удивила всех, неожиданно исполнив не традиционные итальянские песни, а романс на стихи Марины Цветаевой.
Лилия Газизова (Казань) говорила о фестивальном движении в России и также читала стихи. Очень органично в программу вечера вписались и иностранные гости фестиваля – поэты из Черногории Войислав Караджич и Миладин Йоксимович, закончившие свое выступление словами о том, что надеются, что и жители Черногории также смогут услышать современную русскую поэзию в рамках фестиваля, об организации которого они мечтают.
Сам Андрей Коровин под аккомпанемент скрипки прочитал маленькую поэму «Все будет хорошо». Это было одно из самых пронзительных прочтений этого произведения. Секрет, видимо, состоял именно в том, что скрипка, как никакой другой инструмент, подходит к этому довольно сложному и трагичному материалу.
Завершился вечер коротким выступлением московского эвритмического ансамбля Елены фон Негеляйн, чей полноценный концерт публике предстояло увидеть только на следующий день. Был показан танцевальный номер на стихотворение Максимилиана Волошина, которое читал сам идейный вдохновитель и главный организатор Цветаевского поэтического фестиваля в Александрове, директор Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых Лев Готгельф.
Впереди поэтов ждал сюрприз – празднование ночи Ивана Купалы. Этому празднику был посвящен проходящий уже в третий раз поэтический конкурс, в котором приняли участие поэты из многих городов России, а лауреатом стала Анастасия Журавлева из Нижнего Тагила.
Позже на берегу реки Киржач, где, как памятник прошлому, стоит на вечном причале ржавый корабль, на свежескошенном лугу под народные песни, исполняемые сборным фольклорным коллективом города Александрова, дети, поэты и простые обыватели водили хороводы, сжигали чучело и прыгали через костер.