Елена Сафронова подписывает свою книгу.
Фото автора
В клубе «Журнального зала» состоялась презентация книги критика Елены Сафроновой «Все жанры, кроме скучного». Это сборник статей и рецензий о некоторых знаковых явлениях современного литературного процесса. Тексты уже были напечатаны в различных изданиях и вот теперь собраны под одной обложкой.
Издатель книги Евгений Степанов открыл презентацию, представил автора, а также поделился своими мыслями о современном книгоиздательском процессе. Он сказал, что с бумажным книжным рынком сейчас происходят не лучшие метаморфозы, что он превращается постепенно в электронный. Тем не менее книга Елены Сафроновой издана, лежит во многих книжных магазинах, в том числе и в магазине «Москва», и даже выбилась там по своему сегменту рынка в лидеры продаж.
Далее выступила сама Елена Сафронова. Она рассказала о структуре книги, о том, какие статьи в ней собраны и за какой период. В сборнике пять разделов и освещают они: авторскую песню, военную прозу, интернетную контркультуру, развлекательное чтиво и эсхатологические романы. Статьи о поэзии же в эту книгу не попали.
Елена поделилась с собравшимися некоторыми секретами своей критической кухни. Конечно, в основном она руководствуется собственными предпочтениями, своим пониманием прекрасного. Но в особых случаях, поскольку она является обозревателем некоторых изданий, в частности такого журнала, как «Бельские просторы», ей некоторые статьи заказывают или обозначают направление уже редакционных предпочтений.
Затем выступил обозреватель «Литературной газеты», поэт и прозаик Сергей Мнацаканян. Он вспомнил, как нашел в своей библиотеке подаренную ему советским поэтом Павлом Антокольским книгу «Дневник путешественника», в которой была собрана всякая литературная всячина: рецензии автора на книги, портреты писателей, поздравления и прочее. Книга была издана в 1978 году тиражом в 50 тысяч экземпляров! Это немыслимый для нашего времени тираж. Но тогда она вся разошлась. А сейчас даже с реализацией тиража в 300 экземпляров, каким издана книжка Елены Сафроновой, существуют проблемы.
Кирилл Ковальджи заметил, что еще до обвала книжного рынка случился обвал критики. А пропала критика – значит, нет ориентиров ни в среде профессионалов, ни в самодеятельной среде. Полный разброд. А вот у Елены Сафроновой большой потенциал, поскольку она имеет свою, независимую позицию. У нее есть не только художественный талант, но талант ученого, который подразумевает масштабный взгляд на вещи, а это так необходимо настоящему критику. Елена Сафронова является новым критиком, критиком XXI века, и Кирилл Ковальджи пожелал ей удачи.
Сергей Белорусец обратил внимание на то, что Елена не только критик, но и очень хороший прозаик, хотя она свое прозаическое творчество пока что не особо афиширует. Есть отдельные публикации рассказов и даже очень хорошей повести, но книжек прозаических у нее пока не вышло, а жаль.
Поэт и эссеист Александр Говорков сказал, что его зацепили слова о толерантности критика. Он считает, что именно это и погубило критику. Ведь смерть критики – это не только российская проблема, но и мировое явление. И оно связано с издержками политкорректности, когда люди в обществе воспитываются в системе равных координат: ты прав, и ты прав, и он, может, тоже прав… Для общества в целом в этом ничего плохого нет, а вот для литературы это беда.
На презентации выступили также Ирина Медведева, Светлана Нечай, Владимир Пимонов, Виктория Лебедева.