Археолог и явный геопоэтик Вячеслав Воробьев (Тверь) моделирует поэтические маршруты первопоселенцев Мадагаскара. Фото автора
На прошлой неделе в Международном университете в Москве (МУМ) состоялась Первая международная интердисциплинарная научная конференция «Поэтический фактор в культуре. Синкретические тенденции и инновации» (в рамках Всемирного дня поэзии). Необычными были уже названия четырех последовательных панелей: «Политософия и поэтократия», «Геопоэтика и смыслы путешествий», «Авторская антропология», «Зоософия и кентавристика». Редкая лексика – отнюдь не причуда организаторов: использованы дисциплинарные термины, выдвинутые различными исследователями на протяжении 200 лет и приобретающие в последнее время все большую популярность. О геопоэтике неоднократно писала наша газета; «зоософия» использовалась как жанровое определение дискуссий в Институте проблем экологии и эволюции РАН, а теперь и в Московском зоопарке. Кентавристику в лихие 90-е преподавали в РГГУ, понятие поэтократии выдвинуто 100 лет назад в Норвегии (для описания подозрительно большого писательского лобби в местной политической элите), а политософия вообще уже институциализирована – в работе одной из кафедр МУМа. Как заметил в прениях культуролог, член Академии педагогических и социальных наук Вадим Розин, определенная неудовлетворенность в исторически сложившейся демаркации исследовательских дисциплин ощущалась уже давно. И вот сделан первый заметный шаг к исправлению ситуации.
По мнению организаторов, «смещение ракурса на предметы исследования может оказаться полезным для обнаружения мертвых зон, «слепых пятен», не попадавших ранее в поле пристального внимания». А с учетом корнесловия гуманитаристики (от латинского «человеческий») речь идет о реальной возможности дальнейшего расширения поля для антропологических (от греческого «человек») исследований и гипотез.
Чтобы очертить спектр тем конференции, стоит упомянуть заглавия некоторых докладов: «Без пяти минут Вечность, или пролегомены к бессмертию» (Вадим Рабинович); «Человек в пространстве странных объектов» (Вадим Руднев); «Применение семантической инженерии в проекте творческого клонирования А.С. Пушкина» (Павел Митюшев); «Антропоэйя: Творческое самопреодоление человека» (Михаил Эпштейн); «Семиотика Кентавра» (Евгений Штейнер); «Австралийский падающий медведь: от мистификации до архетипа» (Татьяна Бонч-Осмоловская) и др.