А говорят, что Федор Гиренок окружен пустотой. Фото Владимира Нишукова
В книжном магазине «Фаланстер» состоялась презентация новой книги Федора Гиренка «Фигуры и складки». В книге представлены антропологические конфигурации классической и современной философии – от Платона до Жиля Делеза, от немецкого проекта позитивной антропологии до русской антропологии невозможного. Книга не является историческим и методическим исследованием, но воплощает один из тезисов самого автора, согласно которому философия – это способность прививать собственные смыслы чужим концептам. То есть книга – это пример чтения философских текстов.На презентации собрались неравнодушные к философии и автору книги люди, в том числе несколько современных писателей, студенты, аспиранты и преподаватели МГУ имени М.В.Ломоносова и других вузов Москвы. В речи, обращенной к аудитории, Федор Гиренок отметил специфику своей книги, охарактеризовав ее как пространство действия секущих плоскостей. Теория секущих плоскостей предполагает отсечение прозрачного и выявление непрозрачного в философских текстах. К прозрачному Гиренок относит языковые феномены, к непрозрачному – моменты встречи мысли и чувства, в которых они представлены неразрывно. Например, открывая главу о Платоне, бессмысленно искать в ней анализ первого, второго и третьего периодов творчества Платона, а также пересказы его диалогов. Для Гиренка существом всей философии Платона оказывается миф о человеке-кукле, изложенный в диалоге «Законы», которому, надо сказать, несправедливо в философии никто не уделяет внимания. Гиренок комментирует миф, отыскивая в нем сказанное и сверхсказанное и договаривая недосказанное самим Платоном. В итоге получается весьма интересная философская модель, в которой речь идет о том, как Платон пытается защитить свободу человека от природы. Или, например, Гегель, который представлен в книге неожиданным концептом «человека-ночи».
Профессор эстетики Александр Мигунов отметил, что давно знаком с методом работы Федора Гиренка. Когда им довелось вместе готовить книгу о наивном искусстве, перед ними встала ключевая задача – определить слово «наивность». Не заглядывая в словари, Федор Гиренок сконцентрировал смысл понятия исходя из следующего умозаключения: тот, кто умен и знает, что он умен, тот не наивен; наивен тот, кто умен, но не знает о своем уме. Писатель Андрей Бычков заметил, что рассуждения и книги Гиренка примечательны тем, что всегда звучат от своего имени. Приходя на выставку Фрэнсиса Бэкона, он предлагает смотреть на его работы не как на них смотрит эстет и культуролог и даже не так, как на них смотрит Жиль Делез, но так, как смотрит Федор Гиренок, чему, по всей видимости, будет посвящена следующая книга Гиренка, то есть искусству.
Преподаватель философии Вячеслав Данилов снизил пафос звучащих речей, сказав о том, что сегодня Федор Гиренок – это тот, кто окружен пустотой. Школ и последователей у него нет. В дискуссии дошло дело и до личных тем. Преподаватель философии Татьяна Постникова спросила о смысле жизни. Федор Гиренок сказал, что смысл жизни – это собеседование с самим собой. Но помимо тебя еще есть мир, а потому необходимо выполнить два условия: ты должен принять мир, а мир должен принять тебя, вы должны договориться, и тогда возникнет смысл жизни.