Ольга Шилова читает стихи в честь Валерия Прокошина. Фото Сергея Каревского
В Булгаковском доме прошли 5-е Прокошинские чтения. В который раз имя поэта Валерия Прокошина (1959–2009) собрало в круг московских и калужских друзей, берегущих память о нем и открывающих после его безвременной смерти новые и новые неизвестные островки его творчества. Если употреблять клише, судьба Валерия Прокошина – это судьба самородка из провинции, близкого по внутреннему строю своей поэтики Николаю Рубцову: некоторые даже сравнивали его манеру чтения стихов с рубцовской. Родился в Калужской области, в простой семье. Как сказал сам: «Я... обычный советский пацан, алкаша и уборщицы сын». Учился в ПТУ на электрика, служил в армии, работал электриком, кочегаром, редактором на телевидении, сотрудником центра социальной помощи. Вошел в обнинское литературное объединение «Шестое чувство», издал на свои деньги книги «Поводырь души» и «Боровск. Провинция». Впрочем, по-настоящему его узнали благодаря публикациям в Интернете.Стихи Валерия Прокошина захватывают, пронизывают, побеждают. Это глубокая тоска реальной, нищей, быковатой, озлобленной русской провинции (символ которой отнюдь не белые березки), философия, тончайший лиризм, оголтелое сексуальное чувство. Плюс недюжинный интеллектуальный багаж, собранный путем самообразования (никаких университетов Прокошин не оканчивал) и умелое вживление в стихи сетевого лексикона. Он получил премии имени Валентина Берестова, имени Марины Цветаевой, журнала «Футурум АРТ», Илья-Премию и Международную Волошинскую. Поэт и культуртрегер Андрей Коровин рассказал о посмертных сборниках «Не кружилась листва...» и «Ворованный воздух». Последний напрямую связан со смертельным недугом. Как признавался поэт, после того как он узнал о болезни, каждый глоток воздуха стал казаться ворованным.
А затем были неопубликованные стихи – жесткие, вывернутые наизнанку в своей натуралистичной боли и наслаждении. Например: «как брала меня эта женщина,/ у которой муж-алкоголик,/ двое пацанов – церебральников,/ и нестриженный рыжий пудель,/ на своей шестиметровой кухне/ возле газовой плиты, на которой/ недоеденная глазунья – эротичная все равно». Затем Максим Крайнов представил мемориальную подборку Прокошина в журнале «Человек на Земле», а режиссер Валерия Приходченко – читку пьесы Валерия Прокошина «Комсомолец №13000» с участием актеров Дарьи Абраменко, Руслана Сардарова, Василисы Болонниковой, Андрея Кузькина и Виктора Харитонова. В меткой ироничной вещи по ходу принятия пионера в комсомольцы выясняется, что он вышел на панель, дабы кормить семью и перечислять деньги в фонд нуждающимся.
Поэт и критик Татьяна Виноградова «помянула» поэта чтением критической статьи о повести Валерия Прокошина «Атомный ангел», которая по многим аспектам – символичности, гротесковости, психоделике – вписывается в понятие «проза поэта», какой она была, скажем, у Андрея Белого. Звучали имена Михаила Бахтина с его определением серьезно-смехового жанра «менниппея», Юрия Мамлеева и Венедикта Ерофеева, строились ассоциативные цепочки по героям: Дьявол – Лукавый – Атомный ангел, Марина – Маргарита – Мария Магдалина, Александр – Сталкер, Ипатьевна – добрая ведьма. Виноградова отметила, что в прозе Прокошина предстает густой мир опущенных чувств, как если бы вместо Лунной сонаты Бетховена звучал «Собачий вальс», приводила метафоры: «стихотворные строки ползут червяками» и «проем окна зиял пролазом в Дантов ад». Завершился вечер чтениями поэтов Ольги Шиловой, Александра Трунина, Марины Улыбышевой, Геннадия Калашникова, Германа Власова и Сергея Бирюкова.