Ирина Озёрная рассказывает о Юрии Олеше.
Фото автора
Пятикомнатная квартира впустила в себя чуть более полусотни страждущих, что было явно больше привычного числа посетителей. Интеллигентные гости (в основном люди пенсионного возраста) собрались в комнате с роялем. Их верхняя одежда заняла все вешалки и даже диван, на который шубы, пальто и куртки пришлось сложить горой. Позже из недр этого «кургана» будет звонить молодой мобильник, упорно повторяя по десятку раз мелодию группы Nirvana.
Ирина Озёрная рассказывала о создании «Зависти»: о том, что роман, рассчитанный на книжных гурманов, писался пять лет (Олеша вообще творил мучительно долго, с кучей вариантов); о том, что «первых страниц было триста, но ни одна потом не стала первой»… А вот роман (не сказка!) для детей «Три Толстяка» был написан всего за год, почти в шутку; зато кормил автора всю жизнь. Любопытные узнали историю появления этой книги: Олеша увидел из окна девочку в розовом, читающую сказки Андерсена. Тут же дал слово, что напишет для нее не хуже именитого датчанина. И сдержал слово. Позже оказалось, что девочку звали Валей Грюнзайд. Потом она стала женой Катаева, но посвящение подросшей Валентине сохранило первое издание сказки, вышедшее в издательстве «Земля и фабрика» в 1928 г. Интересно, что черновиков «Трех толстяков» не сохранилось (за исключением отдельных листочков), поскольку «гудковец» Олеша писал на рулоне типографской бумаги, а рулон в архив положить невозможно.
Презентованная книга имеет принципиальные отличия от издававшегося ранее. Есть много ценного: «Речь на I Всесоюзном съезде советских писателей», «Ни дня без строчки», россыпь рассказов… А еще – пьеса для кинематографа «Строгий юноша» и не опубликованное до сих пор стихотворение «Рай» (из поэмы «Агасфер»), относящееся к циклу «Романтика»: «По одуванчикам ходила Ева,/ и вздрагивали, но не осыпались/ покачивающиеся головки…/ Летели пчёлы поутру к кустам/ и, подгибая золотые брюшка, / перебирая лапками, гудя,/ крылатых роз сбирали тонкий сок…» Олеша осознанно завязал с юношеской лирикой, отдав себя всецело лишь прозе, с «настоящим простором для поэзии».
В книге имеется предисловие «Линии судьбы попутчика Занда» (по сути – биография Олеши), написанное Ириной Озёрной. Ею же сделаны и примечания. Сборник содержит также несколько фотографий писателя и его 13 рисунков, хранящихся ныне в фондах РГАЛИ и ГМЛ.
Актер Александр Пономарёв бархатным голосом читал куски из произведений Олеши. Прозвучал и голос самого Юрия Карловича – запись сохранила его рассказ о знакомстве с молодым (тогда) композитором Владимиром Рубиным, автором оперы «Три толстяка». Постаревший (ныне) Рубин присутствовал на вечере, делился собственными, все еще яркими воспоминаниями.