Евгений Евтушенко: "И тот же я Маугли твой…"
Фото автора
В книжном магазине «Москва» на Тверской состоялась презентация книги Евгения Евтушенко «Счастья и расплаты». В сборник вошли стихи 2011–2012 годов. Большинство посвящено друзьям и современникам.
Для встречи с поэтом люди приходили заранее. Странно, что администрация магазина не приняла решение о презентации новинки и проведении творческого вечера в той же «Москве», но на Воздвиженке, где сцена и стулья. Говорят, Евтушенко лично настоял на привычном помещении. И все прошло, как и раньше: в толчее и духоте, с мрачными чоповцами при пистолетах, не дающими людям занимать проходы между стеллажами.
Улыбающийся Евгений Александрович вошел в зал немного прихрамывая, с палочкой, под аплодисменты. На нем был стильный пиджак с узорами в синих тонах, нежно-голубой галстук с рисунком красного цвета, белая рубаха. Рядом была стойка с изданиями автора. По традиции. Однако совершенно очевидно, что в руках посетителей магазина ассортимент книг поэта был значительно шире (традиция брать на встречу с автором книги из домашней библиотеки, пожалуй, старее).
Поэт сделал пятнадцатиминутное вступление: признался, что вошел в период «доисповеди»; рассказал, что очень счастлив в последнем браке, а поначалу был счастлив в любом браке; напомнил о социализме с человеческим лицом. А потом, надев очки, на пятьдесят минут нырнул в 1968 год, полностью прочитав приключенческую поэму «Дора Франко». Ею открывается книга, а чуть больше года назад она печаталась в «НГ-EL». Чтение было эмоциональным. Впрочем, как всегда у Евтушенко. А еще автор словно помолодел к финалу… и стал почти тем же юным сеньором el poeta Еухенио из 68-го, путешествующим по Латинской Америке. «Мы любили три дня и три ночи./ Я был ею – она была мной./ В сумасшественном непорочье/ «Камасутра» казалась смешной./ Мое тело ее так хотело, / став как будто душой во плоти,/ и, как в пропасть, на дно полетело/ глаз, безмолвно сказавших: лети!»…
Поэма – воспоминание о женщине, о взаимной любви, о ссоре и примирении. Дора Франко была тогда знаменитой фотомоделью («Великая Дора Франко –/ Не женщина, а самобранка…»), а ныне она – арт-фотограф. Франко сопровождала Евтушенко в поэтическом турне по Колумбии в период, когда запутавшийся поэт, скрученный в узел трех любовей (влюбленный не только в жену, но и в двух других женщин), не мог найти себе места. Новая встреча с Дорой состоялась в 2009 году на поэтическом фестивале в Медельине («Осталась ты той же Багирой,/ и тот же я Маугли твой…»). После этого состоялась и поэма, возникшая в том числе благодаря проявленной мудрости жены поэта, которая не стала ревновать к прошлому. «Доисповедь» оканчивается вполне оптимистично. «Лишь те остаются живыми,/ как Маркес и Курт Воннегут,/ не зная, во чье они имя,/ но все же во имя живут…»
После чтений было общение. Поэт говорил о вере в Россию, о необходимости идеалов для молодых поколений. Прочел важное для себя стихотворение «Две девочки стоят у края крыши» (им замыкается книга): «…Самоубийства не однопричинны./ За ними скрыты лица и личины,/ толкая с крыш и в лестничный пролет./ Не будет никогда в России счастья,/ для вас, другие Лиза или Настя,/ пока она вас к сердцу не прижмет».
После этого общение перешло в режим вопросов и ответов. А потом публика, стоявшая у самого микрофона, пошла в конец очереди, выстроившейся за автографами. Но были подписаны все книги! Ни один желающий не остался без росчерка на форзаце.