Горан Лазович отдает дань уважения Евгению Евтушенко.
Фото автора
Горан Лазович очень нравится женщинам. Наверное, потому, что и ему все женщины нравятся. В Долгопрудном ему устроили знатный прием с концертом в театре «Город». Женщины пели песни Горану, посвящали стихи, приглашали на танец… Ну, чего уж там, красивый, эффектный мужчина. Интересный. Поэт. Причем говорит, что посвящает стихи не какой-нибудь конкретной женщине, а той, которой они понравятся. Сначала Горан читал стихи на сербском, а потом артисты читали русский перевод. Незнание сербского не мешало восприятию. Возникало чувство, будто сербские слова идут из самой души, и расшифровка их на русский только мешала восприятию живительной, умиротворяющей силы, заложенной в словах…
Горан рассказал, что его отец мечтал, чтобы он стал врачом, и принял выбранный путь сына только тогда, когда вышел первый сборник стихов. Тогда отец сказал, что добрым словом можно тоже лечить. Неудивительно, что в Сербии поэт очень популярен. Горан очень рад, что его стихи способны заменять алкоголь и наркотики, а некоторые люди используют их в качестве любовного пособия.
Гвоздем программы стал приезд Евгения Евтушенко, который недавно перенес операцию и вот специально выписался из больницы, чтоб поприветствовать своего сербского брата-поэта. Начал свою речь он так: «Я все больше убеждаюсь в том, что поэзия тем больше необходима тогда, когда про нее забывают». И еще долго говорил о том, что политики пытаются рассорить народы, но это не получается, благодаря поэзии и искусству, которое, несмотря ни на что, объединяет души людей, кем бы они ни были.
Евгений Евтушенко стал единственным писателем в Америке, который выступил против бомбежки Белграда, и цензура «Нью-Йорк таймс» не могла справиться с текстом того, кого не пугала сталинская цензура. Раньше Евтушенко, как и многие, мечтал поэзией изменить мир, а теперь считает, что самая важная функция поэзии – тронуть человеческое сердце. Что, по его мнению, отлично получается у Горана Лазовича. И еще Евтушенко назвал Горана поэтом от Бога, который воспевает нежность, любовь и ныне подзабытое милосердие, которое выше справедливости.
Посетовал Евтушенко, что в последнее время развелось много людей с плохим вкусом, которым нравятся плохие стихи и песни, люди даже плачут, слушая эти песни…
И стали настолько равнодушными и сухими друг с другом, что это не могло не привести к росту самоубийств. Он прочитал стихотворение о двух девочках-подростках, спрыгнувших с крыши. Евтушенко рассказал, что Борис Пастернак в свое время дал ему хороший совет: «Женя, никогда в стихах не предсказывай себе самоубийство».
Удивительно, что человек проявляет такое участие ко всему, что видит в этом мире, но, наверное, таким и должен быть большой поэт.
Даже солидный возраст и болезнь не помешали Евтушенко приехать на вечер пусть и в ближнее, но все же Подмосковье, отнестись со всем вниманием к людям, что к нему подходили, и оставаться франтом в ярком галстуке и с экстравагантной тростью в руке…