Варганист Софья Еловикова и поэт Инга Кузнецова заклинают богов искусства.
Фото Анатолия Степаненко
Морозным вечером 20 декабря в клубе «Классики ХХI века» группа литераторов и музыкантов во главе с Валерией Пустовой и Ириной Богатыревой провела вечер «Перо и варган». Что такое перо, читателям «НГ-EL» объяснять не надо, а вот что такое «варган» – сказать стоит. Этот музыкальный инструмент, вообще-то весьма распространенный (может быть, один из самых распространенных в мире), почему-то многие упорно считают чукотской народной забавой. Сидит где-нибудь на окраине мира дикий шаман в обнимку с белым медведем, ждет какого-нибудь местного Кастанеду, а в процессе ожидания, на губе, то есть на варгане, какую-то нехитрую мелодию играет… Оказывается, однако, среди московских писателей есть как минимум один знаток варгана – прозаик Ирина Богатырева. Почему бы не собрать писателей, поэтов, критиков – помузицировать, а заодно и почитать.
Помимо варгана на вечере звучали еще фортепьяно и бубен, но это факультативно, главными звездами вечера были все же варганисты и писатели. Писатели, надо сказать, довольно неожиданные. То есть, скажем, в прозе Дмитрия Данилова и правда есть что-то шаманское, ему читать свои тексты под варган – как говорится, сам бог велел. Но и бурная проза Алисы Ганиевой, легко перемещающаяся из одной социальной и языковой реальности в другую, оказалась с варганом вполне совместима. Поэт, прозаик и варганист Александр Сорокин исполнил что-то не менее бурное и стремительное. Даже стихотворения нежнейшей Анны Логвиновой оказались с варганом вполне совместимы. Совершенно неожиданным зрелищем оказалось выступление двух критиков: Валерии Пустовой и ее коллеги по товариществу ПоПуГан – Елены Погорелой. Критика все-таки жанр, не предназначенный для публичного исполнения. Представьте критика, который подобно поэту или прозаику предлагает другу: «Я вчера закончил замечательный литературный обзор, давай почитаю». Публичное исполнение критиком собственных статей – занятие столь же увлекательное, как прослушивание краткого курса филологии вечером тяжелого трудового дня. Тем не менее критики выступили. Погорелая читала свои статьи как преамбулы к текстам авторов. Пустовая же попробовала зачитать свой манифест как художественную прозу: приключенческий рассказ о свершениях некоего неведомого существа – инволюции.
Помимо перечисленных авторов на вечере выступали поэты: Алексей Кощеев, Арсений Ли, Инга Кузнецова, единая во всех лицах Ирина Кузнецова и варганисты: Иван Ильин, Ольга Прасс, Сергей Королев, Софья Еловикова, Ярослав Дарусенков, Наталья Дучева, Павел Кузьмин, Алексей Бескровный. Украсила вечер и пианистка Елизавета Парфентьева.