Анна Троянская и Андрей Коровниченко воплощают на сцене героев Ивана Бунина.
Фото Сергея Телековского
Несмотря на то что событие это формально принадлежит миру театра, заметное внимание оно привлекло в первую очередь любителей литературы. Судя по сохранившимся свидетельствам, писатель Иван Бунин не любил театр. Считается, что сценические постановки его произведений очень сложны, а то и даже почти невозможны. Тем более интересна премьера, состоявшаяся на Большой сцене Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ). Здесь представили публике спектакль по рассказу Бунина «Чистый понедельник». Постановщики утверждают, что их работа – это единственная сценическая адаптация этого произведения. Необычна она еще и тем, что в инсценировке полностью сохранен оригинальный текст Бунина, не убрано ни единого слова, нет ни слова «отсебятины». Каждое предложение прозаического произведения положено на действие. Так, героиня спектакля всегда говорит о себе в третьем лице и никогда не произносит слов «мы» или «они». По режиссерской задумке, это должно подчеркнуть эгоизм героини. Герой же трепещет от сентиментальной любви к девушке, которая его ведет на протяжении всего спектакля…
Режиссер спектакля Анатолий Гуков сумел неплохо передать атмосферу бунинского рассказа, а также этические и эстетические взгляды писателя. В спектакле нет ничего вульгарного или непристойного, однако он весь наполнен эротизмом, возникающим из накала чувственных желаний героев, ярко переданных актерами.
В полном соответствии с бунинским текстом на сцене ЦДРИ красавица, соблазнившая едва ли не всех мужчин Москвы начала ХХ века, мучается сомнениями, задается вопросами о святости и греховности. Ее чувственность мешает ей жить нормальной жизнью, выйти замуж за любимого мужчину. Она принимает свои сексуальные желания за дьявольское наваждение и прячется от своей страстности за монашеским одеянием.
Актеры Анна Троянская и Андрей Коровниченко – дипломанты 6-го областного театрального фестиваля «Долгопрудненская осень». Они стремятся соединить в своей игре несоединимое – техники Станиславского и Мейерхольда. Мизансцены продуманы и подчинены режиссерской диктатуре.
Как заметила после премьеры присутствовавшая в зале композитор Наталия Финк, «актриса становится совершенной Камеей и создает образ женщины, вызывающий несомненное желание у мужчин». Среди зрителей спектакля была заслуженная артистка СССР Людмила Лядова, она потом предложила Анне Троянской исполнить в вестибюле романс из ее репертуара. Был среди зрителей и заслуженный артист России Анатолий Яббаров, который сказал, что «философию на сцене не каждый зритель способен воспринять».