0
2028
Газета Факты, события Интернет-версия

06.12.2012 00:00:00

Художники vs библиофилы

Тэги: artists books, художники, библиофилы


artist's books, художники, библиофилы Книги художников поражают своим разнообразием.
Фото Василисы Глуховой

На днях Национальный союз библиофилов встречал у себя в гостях современных российских художников, работающих в жанре artist's books. Тема встречи – «Книга художника» – определила ход дискуссии, затеянной представителями двух культурных элит, очень по-разному понимающих феномен книги. Можно даже сказать, что они находятся «по разные стороны баррикад», ведь рискованные, экстравагантные эксперименты нынешних графиков в этой области очень далеки от привычных библиофильских представлений о красоте и гармонии печатных изданий.

Выступавшие пытались дать точное определение книги художника, очертить границы и хронологические рамки данного явления, проследить его предысторию. Очень обстоятельно и убедительно говорил об этом Михаил Погарский; во избежание путаницы он поспешил отмежеваться от сопредельных жанров и представил собравшимся таблицу, в которой четко структурировал всевозможные разновидности произведений такого рода. По его мнению, очень мало общего с «Книгой художника» (в ее нынешнем виде возникшей лишь во второй половине ХХ века) имеет, скажем, французская livre d’art, ведущая свое происхождение от изданий Амбруаза Воллара с иллюстрациями Пабло Пикассо, Хуана Миро, Анри Матисса, Марка Шагала. Да и русских футуристов, рассматривавших книгу как инструмент и благодатный материал для эпатажных творческих экспериментов – Давида Бурлюка, Александра Крученых, Ольгу Розанову, Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, – можно считать скорее предтечами, чем основоположниками движения. Современная же книга художника – это эстетический феномен совершенно особого рода, непредсказуемый авторский жест, в некотором смысле – концептуальная «антикнига», от начала и до конца созданная мастером своими руками; даже классические тексты могут подвергаться здесь неожиданным трансформациям, перерабатываться самым радикальным образом.

С изложенной концепцией согласились не все участники встречи; многим хотелось расширить границы artist's books, причислить к этому направлению как можно больше художников и писателей. Очень эмоционально обсуждался вопрос о том, правомерно ли включать в этот ряд рукописные книги Марины Цветаевой или Федора Сологуба, продававшиеся в годы Гражданской войны в Лавке писателей? Самодельные книги Алексея Ремизова, каждый элемент которых от шрифта до полосных иллюстраций – это искусство в его самом изысканном проявлении? Малотиражные поэтические сборники с раскрашенными от руки гравюрами Михаила Полякова?

Наиболее интересными были рассказы художников – Михаила Погарского, Василия Власова, Виктора Гоппе, Виктора Лукина, Эмиля Гузаирова, Нины Казимовой, Ольги Келейниковой, Юрия Ноздрина, Ирины Дмитренко, Светланы Никольской – о том, что и как они создают, и библиофилов – Бориса Кунина, Леонарда Черткова, Михаила Сеславинского – о том, что и как они собирают. И те и другие сопровождали свои выступления демонстрацией интереснейших образцов книги художника.

Библиофилы относятся к этим экспериментам с интересом (вернее, с любопытством) и все же отдают явное предпочтение более традиционным видам изданий; коллекционеров, целенаправленно собирающих именно артефакты такого рода, пока очень немного. Возможно, теперь их станет больше. Во всяком случае, подобные встречи помогают создателям, собирателям, исследователям книг лучше понять друг друга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1138
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1403
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1277
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1253

Другие новости