Наталья Лазарева смотрит сквозь время.
Фото Елены Шашенковой
В клубе «Артефак» прошел вечер, на котором состоялись презентации издательства «Млечный Путь» и выпущенной им книги Наталии Лазаревой «Листьев медь». Это издательство было образовано два года назад в Израиле писателем Павлом Амнуэлем. Оно издает фэнтези, детективы, эссе, реалистическую прозу, поэзию, особое внимание уделяя научной фантастике. Уже вышло свыше 30 книг, среди авторов – писатели, живущие в Израиле, России, США, Финляндии.
Вечер открыл писатель Павел Кузьменко. Он говорил о книге Лазаревой в контексте такой проблемы современной жизни, как соотношение электронной сетевой литературы и литературы бумажной. Судьба культуры будущего, по мнению Кузьменко, зависит от того, как разрешится это противопоставление. Его поддержала школьная преподавательница литературы Ольга Лушагина, указавшая также на важность фантастики в процессе воспитания подростков, так как эта литература показывает действительность в новом, неожиданном ракурсе.
Физик и публицист Юрий Лебедев рассказал о книгах, подготовленных издательством «Млечный Путь». С большим интересом был воспринят его рассказ о встрече на конференции «Фантастическая компьютерная школа», состоявшейся в 2005 году в Киеве, со знаменитым, но, увы, ныне покойным американским фантастом Робертом Шекли.
Книга Наталии Лазаревой «Листьев медь» состоит из двух повестей: «Листьев медь» и «В пределе стремиться». Эти произведения входят в цикл Лазаревой «Повести временных поверхностей», над которым писательница работает более 10 лет. Уже вышли две ее книги – «Сон» (2006) и «Сеябус» (2008), о которых в свое время «НГ-Ex Libris» уже писала. Лазарева исходит из того, что различные миры – это временные (ударение на последнем слоге) поверхности, на каждой из которых время течет по-своему. И, пронизывая их, вы попадаете не в свое прошлое или будущее, а совсем на иную реальность, где идет своя жизнь, порой напоминающая нашу. Потому повести Лазаревой прочитываются как написанные в жанре альтернативной истории. Новая книга – это научная фантастика (недаром писательница назвала ее научным романом, scientific novel). Как показать в наше время прагматизма и одновременно массового увлечения мистикой научную проблему, спрашивает писательница. Ответ содержится в тексте повестей: с помощью как реалистически точных деталей действия, так и ярких объемных образов. Эти образы, по мнению писательницы, должны быть полны «стали, огня, кабелей, тумблеров и... меди, меди не только медных проводов, но и осенних листьев».
О фантастике и реальности в искусстве говорили многие выступавшие, люди различных творческих профессий: писатели-фантасты (Павел Кузьменко, Виталий Пищенко), критики, занимающиеся фантастикой (Сергей Некрасов), художники (Елена Котляренко, автор цикла акварелей «Сны из Зазеркалья»), представитель издательства «Текст» Людмила Тарасова, главный редактор «Нового журнала» (США) Марина Адамович, кинодокументалист Елена Якович и кинодраматург Анна Родионова.
Наверное, поэтому так современно и актуально прозвучали процитированные автором этой заметки строки из шекспировской «Бури»: «Из вещества того же, что и сон, мы созданы, и жизнь на сон похожа, и наша жизнь лишь сном окружена».