Сергей Померанцев бичует властных монстров.
Фото автора
Недавно в кафе «Букле» на Старом Арбате прошел поэтический вечер под названием «Двойной куртуазный удар», где выступили Великий приор ныне распавшегося Ордена куртуазных маньеристов Андрей Добрынин и актер театра и кино, последний принятый в орден Командор-прицепс Сергей Померанцев. А специальным гостем проекта был Арс-Пегас. Вечер был заявлен как неодекадентский с оппозиционным налетом и вполне оправдал ожидания публики. «Раньше куртуазные маньеристы писали про разных страшных и опасных персонажей, – прокомментировал Сергей Померанцев, – но события последнего года показали, что сейчас у власти находятся люди, о которых мы ранее писали. Соответственно теперь маньеристы решили писать политическую лирику. Андрей Добрынин, например, никогда ее не избегал, просто в куртуазные сборники такую поэзию не включал».
Собственно Андрей Добрынин и открыл вечер. Под смех слушателей он неспешно читал о лысом бледном подполковнике: «А если будешь возмущаться,/ То промурлычет подполковник,/ Что дело в кризисе, который/ К нам часто с Запада приходит;/ Что он осилил бы тот кризис,/ Но антикризисные средства,/ Когда-то, при былом режиме,/ Пустили прахом коммуняки...» Читал и проникновенные строки и о большевиках, и о людях 80-х: «Нас выгоняли на работы,/ Мы упирались и не шли,/ Но за доклады и отчеты/ Нам деньги с Запада текли./ Мы голосили о свободах,/ Мы там и сям клевали власть,/ Чтоб не погибнуть на заводах,/ В НИИ унылых не пропасть».
Великого приора сменил Сергей Померанцев. Для пущей выразительности он надел черный берет. Начал поэт длинной балладой о теме, несомненно, актуальной и животрепещущей – экскрементах в лифте. А потом вернулся к политике. Особенно колоритно был передан в его стихах образ Сергея Мавроди: «Эту очкастую гниду/ Тщетно держали в тюрьме:/ Новую там пирамиду/ Он разработал в уме...» Увековечил он и станцевавших в храме девушек в масках, переведя всем известный судопроизводственный абсурд в разряд трагедии космического, духовного плана: «В телевизоре хороводится/ Много демонов, обнаглев./ Отвлекли они Богородицу/ От воззвания pussi-дев...»
Под конец действа слово взял Арсений Молчанов, он же Арс-Пегас. И, как практически всегда, читал ударно. Надо сказать, что куртуазностью он ничуть не уступал маньеристам: «Моя любовь подобна ночному метрополитену,/ моя любовь подобна связке сухарей,/ моя любовь подобна Питеру Пену,/ моя любовь употребляет ямб и хорей...» В одном из стихов поэт эмоционально высказался о правилах поведения на митингах: «...Не сметайте ограды, право,/ Не толкайтесь, не пейте спирт,/ Полицейского – обнимите –/ Страстно, крепко и горячо,/ Право-левый телохранитель/ Вам подставит своё плечо...» А где-то уже к финалу выступления так выразил свое поэтическое кредо: «Есенин читал стихи проституткам –/ Это, право, сегодня попса…/ Я читаю стихи по вокзалам и будкам,/ Я читаю стихи собакам и псам!» Зал реагировал на происходящее весьма живо и оптимистично. Вечер закончился как-то постепенно, тихо, воспоминаниями об истории маньеризма в узком кругу поэтов и сочувствующих движению.