Две Анны – Логвинова и Аркатова – читали стихи Цветаевой.
Фото Анатолия Степаненко
Год назад по инициативе Российского книжного союза стартовал проект, связанный с анализом литературного процесса прошлого столетия. Цикл мероприятий имеет форму вечеров, проходящих в литературном клубе «Классики XXI века» библиотеки им. А.П.Чехова (куратор – Елена Пахомова). Уже состоялись вечера, посвященные Максимилиану Волошину, Николаю Гумилеву, Осипу Мандельштаму, Юрию Лотману. А недавно прошла научно-практическая конференция, приуроченная к юбилею Марины Цветаевой.
Вечер открыла научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Ирина Белякова. Темой ее доклада был интертекстуальный фон пьесы «Каменный ангел». Рассматривая это произведение как сложно организованную систему, Белякова выделила источники, которые были синтезированы в пьесе: «Каменный гость» Пушкина, «Огненный ангел» Брюсова, а также так называемый Книдский миф. Однако Цветаева не просто соединила несколько сюжетов, но и раздробила их, отметила Белякова.
Директор Музея сестер Цветаевых в Александрове Лев Готгельф рассказал о том, что в последнее время наряду с мемориальным музеем классического типа сформировался новый тип – музей-метафора. В таком музее посетитель видит не просто анфиладу комнат, в которой находятся предметы с ярлыками. Он совершает путешествие по метафорам, которое возможно только в сопровождении экскурсовода. Рассказ о музее Готгельф сопроводил показом красочных слайдов.
Профессор Санкт-Петербургского университета Людмила Зубова посвятила свой доклад теме влияния Цветаевой на поэзию Бродского. В фокусе внимания исследователя оказались поэма «Новогоднее» и знаменитое «Представление». Сопоставляя фрагменты обоих текстов, являющиеся, по ее мнению, параллельными, Зубова проанализировала, как без прямых цитат Цветаева оказалась включена в «Представление», и сделала вывод об исключительной важности цветаевского мировоззрения для Бродского.
Доктор филологических наук Майя Ляпон выступила с докладом о метафорах, пронизывающих жизнь и творчество Цветаевой. Речь шла прежде всего об образе лягушки – сказочного существа, чью антропоморфную природу Цветаева связывала с демонической сущностью поэта. Дополнив свое исследование примерами из Набокова, Ляпон наглядно показала связь между биологической аналогией и психофизиологическими чертами автора.
Доклад Ольги Тиховской был посвящен прототипам героев романа Пастернака «Спекторский». Используя большое количество слайдов и вводя в свой доклад достоверных свидетелей, Тиховская раскрыла перед слушателями все переплетения судеб на фоне трагических событий ХХ века.
Завершал первую часть конференции доклад старшего научного сотрудника Дома-музея Марины Цветаевой Натальи Шаинян, посвященный пространственной и образной структуре пьесы «Метель». В докладе была рассмотрена своеобразная сюжетная рифма с пушкинским произведением, сопоставление женских образов, мотив переодевания, сближающий героиню с целым рядом предшественниц.
Во второй части вечера традиционно звучали стихи. Произведения Цветаевой читали Татьяна Полетаева, Елена Кацюба, Мария Ватутина, Елена Исаева, Анна Аркатова, Анна Гедымин, Анна Логвинова, Константин Кедров, Андрей Коровин и другие поэты. Кроме того, песни на стихи Цветаевой исполнил Виктор Попов.