Марианна Плотникова вернется в Уфу с новыми книгами.
Фото автора
В литературном салоне «Классики XXI века» прошел вечер лауреата премии «Поэтический дебют» Марианны Плотниковой (г. Уфа). Премия учреждена журналом «Новая Юность» и вручалась впервые. При этом имеется в виду скорее московский дебют, поскольку у Марианны уже была книга стихов «Насекомия», изданная на родине и не попавшая в столичный культурный контекст. По итогам премии и специально к творческому вечеру автора был выпущен новый сборник «Уходя, не шуми», который вошел в поэтическую серию «Классиков XXI века». Таким образом, обозначилась новая грань взаимодействия салона и журнала.
Вечер открыл Глеб Шульпяков, который рассказал о знакомстве с Марианной на конкурсе тюркоязычной поэзии и переводов. Результатом встречи стала публикация в «Новой Юности». Журнал с недавних пор уделяет особое внимание региональной литературе. Однако не у каждого поэта есть достаточно стихов для книги в Москве, отметил Шульпяков. У Марианны они были.
Плотникова прочла почти всю книгу. Женская поэзия (да простится это определение) всегда автобиографична, поскольку исповедальна, а значит, правдива. Именно правдивостью и достоверностью подкупали многие строки: «недолго терпела мужа./ топталась с ребенком/ в лужах,/ хотя пыталась быть строже./ приставала к прохожим/ и очень любила спрашивать:/ скажите,/ а я не ваша ли?/ мужчина,/ так я не ваша ли?» Отсутствие больших букв, а зачастую и знаков препинания разбивает стихи на периоды, определяемые только запасом дыхания. Все это рождает нерв, присутствующий в поэзии Плотниковой.
Марианна пишет словно бы вне столичных поэтических трендов. Но от этого слова в ее стихах значат именно то, что значат. Она не насыщает тексты метафорами и сложными образами. Для создания собственной вселенной автору достаточно просто перечислить предметы вокруг: «В квартирах, домах и дачах/ В джинсах, халатах, платьях/ Модной расцветки/ Женщины плачут/ По каждой несбывшейся клетке».
Мир, возникающий в стихах Плотниковой, далек от покоя и умиротворенности. Счастье в нем настолько мимолетно, что нет возможности сколько-нибудь долго пребывать в этом состоянии. А двигаться дальше можно, лишь заклиная: «Да не ослабнут нервы/ Да будут они гибкие как рапиры/ И в темноте остро колко звенят». В конце вечера Марианна ответила на вопросы гостей, которых интересовали литературная ситуация и положение русскоязычных авторов в Башкортостане.