Госпожу ЛенИн душит Голос Слуха.
Фото автора
В этом году в авангард не записались только ленивые: фестиваль «Лапа Азора» продолжался в Москве неделю. Организаторы – главный редактор журнала «Другое Полушарие» Евгений В. Харитонов и литературовед Татьяна Виноградова – по просьбам участников расширили программу. Открытие фестиваля прошло в Музее Маяковского. Фильм Александра Горнона «Танго с коровами» по одноименному циклу железобетонных поэм Василия Каменского оглушил звуками и буквами, настроил на восприятие плеяды королей авангарда – со странными званиями, в странной одежде и без нее. Возглавляющие литературно-философскую авангардную группу ДООС стихозавр Константин Кедров и Елена Кацюба отметились в комбинаторике, палиндромах и перформансе. Звучарню представил дадазавр Денис Безносов.
Герман Лукомников за пару минут озвучил свою книгу, считывая с каждой страницы ровно по одному заголовочному слову. Но его минимализм только казался запредельным. Экспромтное мастерство Веры Сажиной с ее горловым пением поразило последовательным зарождением, выпеванием и отпеванием букво-слов из того же цикла Каменского. Евгений В. Харитонов на этот раз доверил представление зауми своей дочери, студентке Института современного искусства Ане Харитоновой. Огнезавр Герман Виноградов кроме стихов и рецептов подарил «Лапе Азора» самого Азора. Им оказался странный слоненок в черных очках и с книжкой «Война и мир» под мышкой.
Света Литвак продемонстрировала саунд-поэзию и рискованный перформанс. Повернувшись к залу спиной, она скинула длинное черное платье и, оставшись в ажурном наряде, пропела стиховую поэму. Представление потрясло даже видавших Свету, читающую стихи на лыжах в белых прозрачных колготках. Короли авангарда не выдержали и демонстративно со свитой покинули зал. Для тех, кто видел Свету в фойе Музея Маяковского с тонометром в руках и знал о ее недавнем передвижении на инвалидной коляске, выступление приобрело иные черты. Недаром Татьяна Данильянц передавала режиссерское видение с помощью красного мегафона, отбивая прочитанные верлибры как «дубли» жизни ритмично-кардиологическим «Снято!».
Состоявшаяся в ЦДЛ поэтическая дуэль «Две традиции» могла стать смертельной. Но авангардисты Евгений Харитонов и Константин Кедров и традиционалисты Владимир Бояринов и Максим Замшев не убили друг друга, а занялись поиском точек соприкосновения экспериментально-футуристической и традиционно силлабо-тонической поэзий. Окончание «Азора» в Зверевском центре ознаменовалось театрализованным приношением Велимиру Хлебникову. Хлебниковские «Госпожа ЛенИн» и «Числа» представила студия «Чайка». Третьим по счету был спектакль по пьесе японского абсурдиста Бэцуяку Минору «Сто иен за услугу» в исполнении Надежды Бадаковой и Николая Ломтева, который выступил еще и как режиссер-постановщик, сдобривший абсурд Минору стихами Бернса, Шекспира и Самойлова.
Отличились придумщики заумных языков в кубофутуристической традиции. Поэтический перформанс с четырехмерным палиндромом преподнесла член группы ДООС стреказаль Маргарита Аль. Мэопоэмы на монопалиндромическом языке зеркально округленными словами представила критик и поэт зоммерзавр Татьяна Зоммер. Чтобы не сомневались в принадлежности к футуризму, она показала справку «Межгалактического института футурологии». Зоммерзавр читала произведения друзей, которые не смогли прибыть на вечер, – стихи собрата по ДООСу и Футурсобранию братскозавра Владимира Монахова, а также покойного климозавра Владимира Климова. У футуристов нет смерти, поэтому Владимир остается членом авангардных групп и печатается в футуристическом интернет-журнале «Тело поэзии».