Иван Купреянов, Алексей Шмелев и Виталий Веникеев – основатели "Мужского голоса".
Фото автора
Казалось бы, во все времена в российском поэтическом пространстве главенствовала установка «Поэзия – дело мужское, кровавое». Хотя, конечно, это не отменяло присутствие в ней некоторого количества женщин. Но сейчас определенно ощущается недостаток свежих, смелых литературных сил и ярких поэтических бойцов. Этот провал решили заполнить Иван Купреянов, Алексей Шмелев и Виталий Веникеев, создавшие год назад культурный проект «Мужской голос». На сегодняшний день количество участников проекта достигло 15. И буквально недавно в московском «Гластонбери пабе» состоялся отчетный деньрожденский концерт проекта, названный строчкой из стихотворения одного из участников – Игоря Малинина – «Поэзии нужен мужик».
Вечер открыл поэт и музыкант Алексей Караковский вместе с девочкой-индиго из Эстонии Полиной Чернэ, аккомпанировавшей ему на аккордеоне. Особенно убедительно прозвучали строчки «Поцелуй меня. Просто/ Мы слишком старательно мыслим...» Далее выступил Сергей Померанцев с весьма разносторонней программой. Начал он с вопрошания зала: «Почему блондинки все такие?/ Почему они всегда тупят?..» Закончил же социальной сатирой о пирамиде Сергея Мавроди, экс-мэре Москвы Лужкове и пчелах.
Прочитал несколько стихотворений Венедикт Борисов, поэт и режиссер, закончивший, по собственному признанию, «пять курсов тоски с дипломом»: «Располневшая грусть,/ Не вставай на весы/ Мой духовный дизайнер попутал рамсы...» Далее выступал Павел Быков с тонкой философской лирикой: «...Каждая осень –/ копия прошлой./ Эта – не в счет!/ Ягодный посох/ С собою возьмешь ли,/ Мой звездочет?..» После него взяла слово режиссер театра на Юго-Западе, сделавшая огромный вклад в рождение первой литературно-музыкальной композиции «Мужского голоса» год назад Елена Белосельская. Она напомнила собравшимся, что за всю историю от возникновения поэзии и до начала ХХ века женским голосом была, пожалуй, лишь Сафо. Только примерно век назад в ней зазвучали женские голоса – Марина Цветаева, Ирина Одоевцева... И Елена прочитала в защиту женского голоса в поэзии стихотворение Анны Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...»
Но на этом все интересное только начиналось. На сцену поднялись Алексей Шмелев и Иван Купреянов, и под аккомпанемент гитары Виталия Веникеева прочли стихи о любви. Сложно сказать, кто был эффектнее – Иван Купреянов ли с «...Провода оборвет ветер/ Провода заискрят с треском/ Я, наверное, тебя встретил,/ чтобы чувствовать жизнь резко...» или Алексей Шмелев со своим «Утонут и большие корабли./ Шумит прибой./ Она тебя забудет, как странный сон...»
Потом читал Игорь Малинин про любовь, Америку, Каддафи и журналистику. Ну и программное «...У поэзии возраст подростковый, ей нужен за втыком втык./ У поэзии есть Полозкова,/ но поэзии нужен мужик». Вадим Черновецкий прочитал ироническое эссе об отдельно взятой трудной эротической женской судьбе «Портрет № 6: самочка во Вселенной».
Нешуточно разбранил со сцены проект и его участников поэт и журналист Илья Стечкин. «В поэзии есть что-то, кроме влечения к женщине», – сказал он, подкрепив критическое выступление текстами о детях, войне и потерях близких. Далее зажигали Михаил Кедреновский с жесткими нонконформистскими строчками и Арс Пегас с бурей любовных и остросоциальных страстей: «Моя любовь постоянно то смеется, то плачет,/ моя любовь – и сперматозоид, и яйцеклетка…/ ты спросишь меня: «что это за чушь собачья?!» –/ это современная поэзия, детка». Вечер закрыл Дмитрий Вагин пронзительной балладой «Летная школа».
Пожалуй, каждый из выступающих показал себя тем самым мужиком, который так нужен сейчас поэзии. Что поэзия мужикам нужна – участники точно доказали. А значит, и вечер удался, и «Мужской голос» как проект вполне состоялся.