В Оксфорде колледж Святого Антония называют самым космополитичным, потому что там учатся и работают те, кого интересуют международные связи, политика, экономика, культура других стран. Именно этот колледж совместно с фондом «Русский мир» только что провел международную конференцию по современной русской литературе. Называлась она «Декаданс или ренессанс?»
В Соединенном Королевстве подобная встреча проводится впервые. Ее идеолог и организатор – директор программы «Русский мир» колледжа Св. Антония, переводчик, лауреат премии «Россика» Оливер Реди. По его свидетельству, главной целью конференции была необходимость возродить интерес к современной русской литературе, в первую очередь со стороны западных ученых. Ведь именно потому, считает Реди, так мало преподается современная российская литература, например, в Англии, что нет по-настоящему глубоких книг о ней.
Первым «программным» выступлением стал доклад критика, историка литературы Марка Липовецкого «Простота» или «сложность» в современной российской литературе». Сегодня, считает исследователь, в России налицо расслоение на две не слышащие друг друга литературы: «Одна ориентирована на читателя. А другая, более сложная, экспериментальная, ориентирована на писателя и профессионала. Я решил посмотреть, как чередуются «полосы» простоты и сложности в русской литературе, и выяснил, что такое чередование действительно происходит – одна часть как бы находится в центре внимания. Но никогда не было такого периода, как сейчас, когда эти литературы сосуществуют, но при этом они разделены. Подобное было, может быть, в 70-е годы, когда существовала андерграундная литература, довольно сложная, экспериментальная, и была публикуемая – внятная и прозрачная. Но тогда это все-таки объяснялось вмешательством цензуры, властей. Сейчас оба типа произведений публикуются. Критики, писавшие об этом до меня, видели в этом связь с политическим расслоением общества, которое происходит на наших глазах. Читая разные тексты, я прихожу к выводу, что сегодня Россия находится в постидеологическом состоянии, когда системы идей не работают, а работают моторика, инстинкты».
В конференции приняли участие больше сотни человек: ученых, критиков, преподавателей, переводчиков, и впервые – писателей. Именно в этом, убеждены были все присутствующие, заключен совершенно новый для западных университетов формат конференции. «Многие специалисты по русской литературе, например, в США, просто плохо знают ее, – говорит преподаватель Эдинбургского университета Александра Смит. – Они считают, что есть русская классика, а современная литература какая-то странная. В ней не разобраться. А вот в Великобритании после перестройки начался всплеск интереса к русской литературе, в некоторых университетах были организованы стипендии для российских писателей». Но больших встреч не проводилось, эта же конференция, как сказала Александра, совершенно особая.
Две отдельные секции были посвящены российским писателям Владимиру Шарову и Михаилу Шишкину. Писатели выступали с докладами, читали свои тексты, которые транслировались на огромном экране в англоязычном варианте, о каждом из авторов говорили исследователи. «Выбор был очень удачным, – сказал нам в перерыве между заседаниями Марк Липовецкий. – И Шаров, и Шишкин – два по-настоящему крупных, мощных писателя, со своими голосами. Все невероятно впечатлены этими чтениями. Сюда приехали Зиновий Зиник, Мария Галина. Писатели – это, конечно, медиумы, через которых культура формирует и проверяет свои сценарии. Нужно очень внимательно читать то, что пишется сегодня, чтобы понять, что будет завтра!»